Accessibility links

Город, которого нет, – Люксембург


В 2017 году Грузия отметит юбилейную дату – 200 лет со дня заселения немцами страны
В 2017 году Грузия отметит юбилейную дату – 200 лет со дня заселения немцами страны

Катариненфельд, он же – Люксембург, он же – Болниси сегодня. Это город в Квемо Картли, в котором десятилетиями проживали более полутора тысяч немецких семей. В 2017 году Грузия отметит юбилейную дату – 200 лет со дня заселения немцами страны. Власти начали проводить опись немецкого наследия и в скором будущем намерены начать реабилитацию культурных памятников.

О немецкой дисциплинированности, их любви к труду говорил сам город. Узенькие переулки и широкие улицы всегда были чисты, вдоль них в аккуратный ряд немцы выстроили дома в готическом стиле из камня и дуба. Отделанные деревом прохладные подвалы ломились от продовольствия, а на высоких чердаках немцы сушили кукурузу и коптили ветчину по особой – немецкой технологии. Вино они пили тоже по-своему: разбавляли водой, считая, что «вода делает человека немым, вино оболванивает, а разбавленный напиток возвышает человека», рассказывает сотрудница болнисского музея Нана Гавашели.

Они строили в грузинском Люксембурге производства: винный завод – красивое здание с витражными окнами и дверями сохранилось по сей день. Называли улицы созвучно родным, немецким. Так здесь появилась улица Липовая, как в Берлине, Садовая... А Катариненфельд стал Люксембургом.

Город, которого нет, – Люксембург
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:25 0:00
Скачать

«15 тысяч семей были переселены из Германии. Из них 1600 жили в Катариненфельде. Это были люди разных профессий, образованные, более чем дисциплинированные и трудолюбивые. Они начинали трудиться рано утром. Выращивали много сортов винограда, выжимали вино по своим технологиям, при этом многое перенимали у местного населения. Таким образом происходило слияние культур», – говорит Гавашели.

О том, каким был Люксембург при немцах, как они здесь жили, – сейчас можно судить главным образом по фотографиям и рассказам тех немногих людей, кто слышал эти истории из первых уст. Одна из них – Натела Григолия – жительница Болниси. Когда началась Вторая мировая война, говорит она, был отдан приказ выселить немцев.

«Мама рассказывала, что это был настоящий плач Христа – ад на земле. За два дня практически все были выселены. Смогли остаться только женщины, которые были замужем за мужчинами других национальностей. Людей просто запихнули в грузовики и вывезли. Они все здесь оставили. 2-3-этажные подвалы, полные продовольствия и вина, скотину, собак, которые бежали за своими хозяевами и лаяли без остановки. Потом их дома начали грабить».

Скоро сюда заселили людей из Западной Грузии, здания стали переделывать на коммунистический лад. Так, узнать немецкую церковь в спортивном комплексе сейчас практически невозможно. Орган, который когда-то звучал в ней, уже давно бесследно исчез. То же могло произойти и с фисгармонией – клавишным духовым музыкальным инструментом, который Натела случайно обнаружила во дворе своей знакомой еще в советские годы. Через весь город, кое-как водрузив свое сокровище на повозку, она везла его на радость потешающихся соседей, которые не могли понять, зачем ей этот бесполезный предмет. Очистив инструмент от многочисленных слоев грязи, Натела нашла в столице мастера, который отреставрировал фисгармонию. Во многих домах сохранились старинная мебель и утварь, принадлежавшие когда-то немцам, рассказывает Натела.

Первый этап инвентаризации немецкого наследия Минкультуры начало в прошлом году, говорит Манана Вардзелашвили – представительница агентства охраны памятников при ведомстве. Начали с Болниси – поскольку именно там появились первые немецкие поселения 200 лет назад. По ее словам, 12 зданиям в бывшем Люксембурге уже был присвоен статус культурных памятников.

«В первую очередь мы хотим выяснить, с чем мы имеем дело. Поэтому в прошлом году мы начали инвентаризацию. Мы сфокусировались на муниципалитетах Болниси и Асурети и определили ареал последующей деятельности, в том числе и намного поздний период – послевоенный. Сделали своего рода карту – определили, где что. В этом году мы продолжаем опись особенных культурных памятников».

Параллельно, говорит Вардзелашвили, ведомство начинает сотрудничество с различными институтами, для того чтобы разработать проекты по реабилитации и консервации уже конкретных зданий.

XS
SM
MD
LG