Accessibility links

«Облачение первое» – эксперимент на сцене Тбилисского театра оперы и балета


Музыкально-хореографическая драма – это своего рода эксперимент, синтез различных жанров и видов искусства
Музыкально-хореографическая драма – это своего рода эксперимент, синтез различных жанров и видов искусства

«Облачение первое» – роман живого классика грузинской литературы Гурама Дочанашвили поставили в Тбилисском театре оперы и балета. Музыкально-хореографическая драма – это своего рода эксперимент, синтез различных жанров и видов искусства.

О том, что постановка получилась не совсем, а может и вовсе необычная, говорит даже расположение симфонического оркестра. Он не в яме и даже не на сцене, а над ней. Большая железная конструкция в несколько ярусов уместила не только оркестрантов, а еще хор и бэнд инструменталистов. Эта сцена на сцене – для многих возможность исполнить детскую мечту: рассматривать каждого музыканта, не только облокотившись на бархатные перила горчичного цвета во время антракта, но и прямо во время спектакля.

Скачать

За сутки до назначенной премьеры в театре было, как у Маяковского: и «скрипки, и немножко нервно». Репетиция – это рентген постановки, возможность увидеть ее изнутри, сложить пазл вместе с его создателями. Композитор Заза Марджанишвили, вслушиваясь в звучание инструментов, обходит сцену вдоль и поперек. Переживает, что скрипки недостаточно хорошо слышны, и просит бэнд играть чуть тише, активно жестикулируя за спиной дирижера. Возмущается из-за технических неполадок покрасневший от досады трубач. В кулисах в спортивных куртках, одетых поверх полупрозрачных платьев, разминаются балерины. Хореограф, дожидающаяся начала репетиции, интересуется, «будут ли танцы сегодня». А тучный солист, исполнив арию, объявляет: «3:0».

Композитор Заза Марджанишвили
Композитор Заза Марджанишвили

Ритмичное танго, бразильские мотивы, переплетающиеся с восточными трогательными мелодиями, которые мы привыкли слышать скорее в кино, чем в опере, – композитор Заза Марджанишвили, работая над постановкой, собрал самые разные жанры. Он говорит, что, прочитав роман «Облачение первое», ему захотелось снять фильм. Однако в итоге спустя пару десятков лет получилась музыкально-хореографическая постановка. В 1994 году, живя в Америке, он написал несколько композиций – музыкальных портретов персонажей книги, и даже отправил их автору Гураму Дочанашвили. И, встретившись с ним через 20 лет, решил закончить начатое:

«Можно сказать, что я 22 года связан с этой книгой, с работой над музыкой к ней. Первая часть постановки, как и в жизни, – легкая, воздушная, которая к концу все больше тяжелеет. Здесь и босанова, и симфонический оркестр, балет, арии, актеры драматического театра, – мы очень постарались собрать все это вместе».

Режиссер-постановщик Лаша Ониани
Режиссер-постановщик Лаша Ониани

Собирать этот пазл вместе с Зазой Марджанишвили взялся Лаша Ониани – режиссер-постановщик «Облачения первого», который специально для этого проекта приехал в Тбилиси из Германии:

«В самом произведении приведено множество цитат, оно отсылает к другим произведениям, связывает читателя то с другим писателем, то с музыкантом. Все, что есть в этой книге, в этом спектакле для меня, – это целая жизнь, ее быстротечность. Я хочу как бы показать картинки: вот одна картина – враг, на другой – любовь, в книге все это очень повествовательно, очень здорово, здесь так, наверное, не получится, потому что оригинал всегда лучше».

Тем не менее, считает Ониани, произведения, кем бы они ни были написаны, нужно ставить, снимать по ним фильмы. Ставят ведь спектакли по мотивам произведений Гете, Шекспира. Если даже Библия легла в основу картин, то что говорить о современной классике.

Первый премьерный показ «Облачения первого» должен был состояться сегодня, однако из-за технических неполадок был перенесен. Как заявили в службе по связям с общественностью театра, премьера состоится завтра, а обладатели сегодняшних билетов смогут увидеть постановку 2 июня.

XS
SM
MD
LG