Accessibility links

Черкесы после путча


Черкесы в Турции осознают себя гражданами этой страны, они не отделяют себя от этого общества и представлены практически во всем спектре общественно-политической жизни этой страны
Черкесы в Турции осознают себя гражданами этой страны, они не отделяют себя от этого общества и представлены практически во всем спектре общественно-политической жизни этой страны

В Турции, где была предотвращена попытка государственного переворота, проживает пятимиллионная черкесская диаспора. Черкесские общественники в России обеспокоены положением дел в диаспоре, возможными последствиями для соотечественников и держат с ними постоянную связь.

Когда происходит какое-то трагическое событие в мире, один из первых вопросов, который возникает в голове: а как там наши соотечественники?

Поэтому немудрено, что после попытки госпереворота российские черкесы стали связываться с соплеменниками в Турции. Тревог прибавляет и то, что многие из кавказцев служат в структурах, оказавшихся в эпицентре событий, – армии, жандармерии и органах государственной власти.

По словам черкесского общественника из Краснодара Аскера Сохта, к ним поступает информация о погибших, в социальных сетях публикуются фотографии жертв, соболезнования родным и близким:

«При взрыве бомбы, сброшенной путчистами на здание парламента в Анкаре, погибло более 50 полицейских, из которых пятеро – этнические черкесы. Необходимо отметить, что в этом кризисе нет такой специфики, из-за которой к нему по-разному относились бы те или иные национальные группы. Черкесы осознают себя гражданами Турции, они не отделяют себя от этого общества и представлены практически во всем спектре политических сил этой страны».

Черкесы после путча
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:54 0:00
Скачать

Черкесский общественник из Нальчика Аслан Бешто говорит, что на сегодняшний день известно более чем о десяти погибших соотечественниках:

«Эрол Алкоч, имиджмейкер Эрдогана, практически всю карьеру президента находился рядом с ним. Он этнический черкес – абадзехская фамилия Цицерук, был одним из первых, кто вышел на Босфорский мост. Похоже, военные его узнали и расстреляли вместе с его сыном. Помимо них погибло еще около десяти черкесов. Среди них начальник жандармерии одного из районов Стамбула, абадзехская фамилия Бырс. Его расстреляли в рабочем кабинете после того, как он отказался присоединиться к путчистам».

Что касается участия черкесов или вообще кавказцев в попытке госпереворота...

Всего по подозрению или обвинению в причастности к путчу арестовано около восьми тысяч человек, среди которых есть представители среднего и младшего офицерского звена, есть и чиновники разных уровней. Сколько среди них земляков, по словам общественников, судить трудно, информации пока недостаточно.

Что касается генералитета, то пока среди арестованных земляков нет.

По информации из диаспоры, нет претензий и к главнокомандующему ВВС, чьи служащие и бывший главком Акын Озтюрк считаются одними из главных организаторов путча, говорит Аслан Бешто:

«Командует ВВС Турции этнический абазин по фамилии Кяшэ, в Турции его знают как Абедина Юнала. Когда ему предложили принять участие в путче, он отказался. Непосредственное участие в мятеже принял полк истребительной авиации, которым командовал зять бывшего главкома Акына Озтюрка».

В целом, говорит Аслан Бешто, сообщения из диаспоры мало чем отличаются от той информации, что публикуется на русскоязычных информационных лентах.

Турецкая общественность воспринимает происходящее как следствие противостояния президента Эрдогана и проповедника-богослова Фетхуллаха Гюлена, создавшего в Турции и за ее пределами мощную сеть своих сторонников, по сути, сетевое государство.

Говорит Аслан Бешто:

«У него по всему миру около тысячи школ. Кстати, в Абхазии тоже есть, называется Башаран колледж. В Башкирии было одно из его учебных заведений, в Азербайджане есть несколько. Эти школы дают хорошее образование вместе с углубленным изучением религии. Выпускники школ остаются связанными друг с другом и после окончания учебы – помогают друг другу делать карьеру и т.д. И в турецкой армии львиная доля офицерства и значительная часть генералитета – выпускники школ Гюлена, которые поддерживали друг друга. Эрдоган взял и поломал всю эту систему. Если рассматривать глубинные причины произошедшего, то нужно говорить о противостоянии двух неординарных личностей – Фетхуллаха Гюлена и Реджепа Тайипа Эрдогана».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG