Accessibility links

Генеральский скандал от Генерального штаба


Тристан Цителашвили опроверг обвинения о сборе и передачи секретной информации спецслужбам России, но подтвердил, что посещал военную базу как гражданское лицо
Тристан Цителашвили опроверг обвинения о сборе и передачи секретной информации спецслужбам России, но подтвердил, что посещал военную базу как гражданское лицо

Сегодня министр обороны Грузии Леван Изория прокомментировал скандал, связанный с возможной утечкой информации о секретных военных объектах. В нем замешан бывший военнослужащий Тристан Цителашвили. Бывший глава Генштаба во времена Михаила Саакашвили Гиги Каландадзе обвинил его в незаконном посещении секретных военных объектов и передаче информации российским спецслужбам.

Новый министр обороны Леван Изория сегодня поделился информацией, которую успел получить в свой первый рабочий день. Речь идет о скандале, связанном с возможной утечкой информации о секретных военных объектах, в котором, по утверждению бывшего главы генштаба Гиги Каландадзе, был замешан бывший военнослужащий Тристан Цителашвили, который передал информацию российским спецслужбам. Каландадзе сейчас находится на Украине. Он покинул Грузию в конце 2013 года, после того как в должности главы Генштаба был задержан после прихода к власти «Грузинской мечты» по обвинению в превышении полномочий, но оправдан судом. Скандальной информацией о том, что случилось, предположительно, в 2014 году, Каландадзе поделился с телекомпанией «Рустави 2» лишь сейчас.

Тристан Цителашвили опроверг обвинения о сборе и передачи секретной информации спецслужбам России, но подтвердил, что посещал военную базу, которая не была секретной, как гражданское лицо. По информации министра обороны Левана Изория, это произошло с нарушением правил:

«По моей информации, имело место нарушение правил режима, а не нарушение права доступа на секретный объект. Прокуратура ведет расследование, по результатам которого станет известно, насколько эта информация достоверна».

Цель, как утверждает Цителашвили, у него была одна – доказать нецелевые расходы бюджета бывшими высокопоставленными должностными лицами «Нацдвижения», в первую очередь Михаилом Саакашвили и Гигой Каландадзе.

Бывшие военные и вообще все, кто знает эту сферу, понимают, о каких объектах идет речь. Это фортификационные сооружения на подступах к Тбилиси, которые правительство Михаила Саакашвили начало строить после августовской войны. Некоторые из них видны невооруженным глазом, и, как с иронией отмечают военные наблюдатели, первый официальный «слив» о секретных объектах сделал сам президент Михаил Саакашвили в октябре 2013 года, за несколько дней до истечения полномочий. Тогда на фоне противотанкового рва Саакашвили критиковал решение «Грузинской мечты» прекратить строительство фортификационных сооружений. Решение, по словам Михаила Саакашвили, правительство объяснило тем, что «это раздражает Россию»:

«Раньше это было гостайной, но я заявляю с полной ответственностью, потому что понимаю, что об этом враг Грузии и так уже знает. После 2008 года мы вокруг Тбилиси начали строить оборонительные сооружения. На всех высотах вокруг Тбилиси мы построили бетонные бункеры, и наступление на Тбилиси с севера очень усложнено».

Главный редактор военно-аналитического журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили считает скандал попыткой устроить бурю в стакане. По его мнению, прежняя власть старается нанести политический удар «Грузинской мечте» в преддверии выборов. Ираклий Аладашвили вспоминает, что тогда правительство «Нацдвижения» не учло мнение специалистов о нецелесообразности строительства этих сооружений. Аладашвили и сейчас считает выброшенными на ветер несколько десятков миллионов лари, которые тогда были потрачены на строительство. Почему Тристан Цителашвили, который после прихода к власти «Грузинской мечты» был освобожден из заключения в статусе бывшего политзаключенного, оказался замешан в скандале, у Аладашвили есть свое предположение:

«Видимо, после смены власти генинспекция Министерства обороны хотела получить по этому вопросу больше информации, чтобы установить, как осуществлялся самый крупный и дорогостоящий проект. И это естественно. Видимо, Цителашвили предложил свои услуги, и представители генинскпеции его отвели на этот объект».

Но, по словам Аладашвили, он бы этот вопрос не стал доверять Тристану Цителашвили. Последний, мягко говоря, не пользуется авторитетом среди военных. Многие не могут простить ему, как в 1992 году при падении Гагры его подразделение «Аваза» подозрительным образом попало в полном составе в плен российским военным. Подразделение было после расформировано, а сам он был отпущен. Грузинские журналисты в 2002 году уличили его в незаконной торговле оружием. Но тогда он к суду не привлекался. После августовской войны он был осужден за госизмену на восемь лет. Но освобожден как бывший политзаключенный после смены власти.

Примечательно, что после освобождения Цителашвили не возражал, когда журналисты говорили, что он осужден за госизмену. Лишь в этом году он стал их поправлять и настаивать, что его дело сфальсифицировали и он был осужден за хранение наркотиков. Перестал Цителашвили называть себя и генералом, но после того, как отставные генералы Грузии распространили общее заявлении о том, что Цителашвили никогда не присваивалось это звание.

Сейчас Тристан Цителашвили стал членом партии «Наша Родина», считающейся пророссийской силой, и намерен участвовать в парламентских выборах.

XS
SM
MD
LG