Accessibility links

Эксперты обсудили российско-абхазские отношения


Общение с абхазскими коллегами дают российским политологам возможность точнее и многостороннее оценивать довольно сложную палитру политической жизни маленькой страны
Общение с абхазскими коллегами дают российским политологам возможность точнее и многостороннее оценивать довольно сложную палитру политической жизни маленькой страны

Сегодня в конференц-зале сухумской гостиницы «Атриум-Виктория» состоялась беседа за круглым столом на тему «Россия-Абхазия: приоритеты скоординированной политики в Черноморско-Кавказском регионе» с участием ведущих российских экспертов. Она была организована Абхазским агентством Черноморско-кавказского развития и международным фондом «Апсны».

После того, как с приветственным словом к участникам беседы обратились гендиректор агентства Лейла Тания и один из руководителей фонда Максим Гвинджия, с докладом «Абхазия в современном мире» выступил советник президента Всемирного конгресса абхазо-абазинского народа Беслан Кобахия. Он сейчас живет в основном в Москве и хорошо знаком с приехавшими из столицы России участниками круглого стола. Беслан Валерианович подчеркнул, что это люди, глубоко разбирающиеся в проблемах Абхазии. И противопоставил их некоторым другим в России:

«Мы иной раз наблюдаем некие «экспертные оценки» разных людей, которые считают себя экспертами по Абхазии. Ну, вот, допустим, в качестве примера таких оценок – недавние события 5 июля, которые мы все наблюдали; один из экспертов дал им такую оценку: сейчас абхазам не до этого, там идет сбор мандаринов. В июле месяце…»

Эксперты обсудили российско-абхазские отношения
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:04 0:00
Скачать

Кстати, в последний месяц-два я привел на «Эхе Кавказа» массу примеров некомпетентности, порой поразительной неинформированности ряда российских политологов, рассуждавших про события в Абхазии, но вот текст со «сбором мандаринов в июле» мне не попался. Впрочем, это лишнее подтверждение моего тезиса о том, что данная проблема существует. А данный автор, видно, «слышал звон» (что в Абхазии сейчас разгар летнего курортного сезона), да перепутал…

Беслан Кобахия посвятил свое выступление в основном анализу внутриполитической жизни Абхазии. Трудно не согласиться с той его оценкой, что история с июльским референдумом снизила рейтинг доверия в обществе к нынешней оппозиции. И вообще, на его взгляд, люди его поколения будут уже скоро неизбежно уходить из первых рядов в абхазской политике и уступать место молодым…

Доклад руководителя сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований при администрации президента РФ Артура Атаева был посвящен «Общим геополитическим интересам как фактору цивилизационного единства России и Абхазии». Артур Викторович, в частности, сказал:

«Обращу ваше внимание, что после завершения августовской войны 2008 года Европейским союзом в отношениях с Абхазией была выработана так называемая стратегия «Вовлечение без признания». Да, она не была таким значимым, объемным финансовым ресурсом. Это было всего лишь 15 миллионов евро. Тогдашний президент Александр Золотинскович Анкваб заявил, что это не представляет угрозу… Но тем не менее факт налицо. Конкретные действия в некоммерческом секторе, в неполитическом секторе, конкретные проекты были реализованы. Европейская программа должна была, помимо прочего, легимитизировать статус и перспективы политической элиты Абхазии. Переносился акцент декларируемого направления деятельности с урегулирования грузино-абхазского конфликта на интенсификацию гуманитарного сотрудничества с Абхазией. ЕС стремился укрепить доверие к себе со стороны абхазов. Это была робкая, несостоявшаяся попытка вывести Абхазию из зоны российского влияния. Пропаганда западной системы ценностей и переориентация внешней политики Абхазии в сторону так называемой многовекторности в нынешних политических условиях невозможна. Ну, есть общая граница. То, что происходит на сегодняшний день с Тирасполем, с Абхазией невозможно. Если раньше у нас… вот статистика… 50% товарооборота Приднестровской Молдавской Республики приходилось на Россию, а 8% – на Молдавию, то сейчас это соотношение поменялось ровно наоборот. Граница с Украиной закрыта, заблокирована с Киевом, а общей границы у нас нет».

Недавно на «Эхе Кавказа» я полемизировал с Атаевым, который в статье на «Спутник Абхазия» увязал уход в отставку абхазского премьера Артура Миквабия с несостоявшимся референдумом о досрочных президентских выборах. И дело тут вовсе не в том, что подобную причинно-следственную связь вскоре опроверг на своем брифинге президент Рауль Хаджимба, все следившие за ситуацией в Абхазии изнутри и до этого прекрасно знали, что два этих события – из разных смысловых рядов… В сегодняшних размышлениях Артура Атаева было, на мой взгляд, немало верного. Согласен, пытаться вывести Абхазию из зоны российского влияния – напрасный труд. Но я бы по-иному расставил многие акценты. Фактор общей границы имеет тут не такое уж большое значение. И для Абхазии, и для ПМР ориентация на Россию неизбежна. Это касается и «последствий» совместных проектов с ЕС, на которые с такой подозрительностью смотрят многие политики и политологи в России. Что же, надо было ответить на предложения «западников» типа замены кровли жилых домов на новые гордым «Не нуждаемся»? Тем более что любой правитель в Абхазии прекрасно понимает: от этого наши граждане отнюдь не побегут «сдаваться» в Евросоюз, то бишь в Грузию. Кстати, гуманитарные проекты западноевропейцы осуществляли в Абхазии еще в середине и конце девяностых годов.

Думаю, впрочем, что вот такие совместные круглые столы, как сегодняшний, общение с абхазскими коллегами дают российским политологам возможность впоследствии гораздо точнее и многостороннее оценивать довольно сложную палитру политической жизни нашей маленькой страны.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG