Сегодня в грузинском отделении Transparency International состоялась презентация соцопроса «Глобальный барометр коррупции», охватывающего 42 государства. Его итоги несколько парадоксальны: с одной стороны, Грузия по-прежнему демонстрирует самый низкий уровень коррупции по сравнению со странами региона и большинства стран Восточной Европы. С другой стороны, 41% опрошенных граждан в Грузии недовольны мерами властей по противодействию коррупции.
По словам руководителя грузинского отделения Transparency International Эки Гигаури, данный опрос проведен исключительно при участии центрального офиса организации:
«В отличие от других рейтингов, этот опрос изучает уровень низовой коррупции. В рамках исследования, проведенного берлинским офисом Transparency International, было опрошено более 60 тысяч человек в 42 странах Европы и Центральной Азии, где граждане также дали свою оценку эффективности антикоррупционных мер, проводимых местными правительствами. Можно констатировать, что Грузия сохранила преемственность антикоррупционных реформ, проведенных после «революции роз».
12% граждан Грузии считают коррупцию одной из трех самых значимых проблем. Это четвертый результат. Ситуация у соседей намного хуже: в Азербайджане положительно на вопрос ответили 21% опрошенных, в Турции – 22%, в Армении – 37%, в России – 39%, а в Украине – 56% опрошенных.
Что касается уровня коррупции в государственных институтах, то, по словам представителя НПО Эрекле Урушадзе, 7% респондентов, получавших услуги в государственных институтах, говорят, что им приходилось давать взятки чиновникам. Это несколько хуже результата 2013 года, когда лишь 4% от опрошенных подтверждали, что сталкивались с коррупцией:
«Показательно, что, согласно опросу, 41% граждан считает неудовлетворительными действия властей в этом направлении. И этому есть объяснение. Несмотря на практическое отсутствие коррупции в низах, граждане считают, что коррупция в верхах остается и в этом направлении предпринимается недостаточно усилий. Поэтому наши рекомендации направлены на освобождение прокуратуры от политического пресса, так как именно в ее обязанности входит расследование дел, связанных с коррупцией. Мы также считаем целесообразным создание эффективной и сильной антикоррупционной службы».
По словам координатора программ Института свободы развития информации Левана Авалишвили, Грузия, достигшая впечатляющего успеха на этом поприще, больше не прогрессирует в международных рейтингах. Несмотря на низкий уровень коррупции в низах, граждане не верят, что коррупция в верхах искоренена:
«Не существует стран, где коррупция искоренена полностью, и Грузия не является исключением. Определенные успехи, достигнутые на этом фронте в низах, не дают нам повода для самоуспокоения. Ведь коррупция состоит не только из взяток – проявлением мздоимства можно считать и лоббирование бизнеса с помощью власти, это и непотизм госчиновников, это и безучастное отношение к своим обязанностям на государственных постах, и давление на судебную систему в корыстных целях. Обязательства Грузии, взятые на себя в рамках договора об ассоциации с ЕС, подразумевают реформирование системы управления для достижения полного искоренения элитарной и других видов коррупции».
Недавний скандал с так называемым панамским досье наглядно продемонстрировал, что по-прежнему остается множество скрытых от глаз общественности махинаций, совершаемых госчиновниками в обход законодательства, считает эксперт.