Accessibility links

Три приговора по делу об убийстве Косовой


Сегодня вечером завершился судебный процесс по делу об убийстве в Сухуме в 2013 году россиянки Екатерины Косовой. Напомню, что это был уже второй процесс по данному делу в Верховном суде Абхазии. Ранее оно рассматривалось другим составом суда, и тогда был признан виновным и начал отбывать наказание только Хаджарат Джопуа, двух других обвиняемых оправдали. Но это решение впоследствии было отменено, и дело направили на новое рассмотрение – под председательством судьи Тимура Тарба. В последний раз я рассказывал на «Эхе Кавказа» о ходе второго процесса 24 ноября.

После этого, уже на следующий день, начались прения сторон, и представитель гособвинения Даур Амичба попросил суд признать подсудимых виновными и приговорить Астамура Адлейба к 17 годам лишения свободы, Тенгиза Ес-оглы – к 16 годам (обоих с отбыванием наказания в колонии строгого режима), Хаджарата Джопуа – к 7 годам в колонии общего режима.

В пятницу, 2 декабря, произнес речь признанный потерпевшим отец Косовой Владимир Чикин. В понедельник, 5 декабря, выступали адвокаты троих подсудимых. Защищающая Хаджарата Джопуа Хамида Велли-оглы сказала, в частности:

Три приговора по делу об убийстве Косовой
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:42 0:00
Скачать

«Потерпевший Чикин в своей завершающей речи пояснил, что родные подсудимого Джопуа оказались порядочными людьми, что никаких претензий к подсудимому Джопуа он не имеет, зла на него не держит. Полностью поддерживаю гособвинение и считаю справедливым исключить из состава преступления, совершенного Джопуа, статью 199, часть 2, пункты «ж» и «и». Уважаемый суд, на сегодняшний день мой подсудимый Джопуа вину по предъявленному обвинению признал полностью, в содеянном раскаялся и просит у потерпевшего прощения. Из материалов уголовного дела следует, что он менял свои показания неоднократно. Однако первичные его показания были, как оказалось, правдивыми. Как следует из показаний Джопуа, он боялся за свою жизнь и жизнь своей семьи, так как ему угрожали не только Адлейба и Ес-оглы, но и другие заключенные во время его содержания в селе Дранда. И чтобы сохранить спокойную жизнь своей семье, он под психологическим насилием вынужден был оговорить себя. На сегодняшний день, находясь в местах лишения свободы уже почти четыре года, невыносимо больше для Джопуа скрывать правду и видеть презрительные взгляды своих родных и близких. В частности, его матери, которая на судебном следствии заявила суду, что если ее сын виновен, то пусть будет наказан по всей строгости закона, ей его не жалко. И каждый должен получать по заслугам, даже если на скамье подсудимых ее родной сын. Думаю, что эти слова уже являются большим наказанием – когда родная мать произносит такое, не подозревая, что сын вынужден себя оговорить. Супруга Джопуа Хинтуба Астанда Робиковна после его задержания по подозрению в убийстве Косовой от него ушла, забрав с собой маленького сына. И от него отказались все родные».

Адвокат, учитывая, что ее подзащитный уже практически отбыл в заключении наказание, запрошенное для него гособвинением, попросила освободить Джопуа в зале суда.

Адвокат подсудимого Ес-оглы Саид Квициния в своей речи сделал упор на алиби своего подзащитного, основанном на показаниях свидетелей и данных о телефонных переговорах. Он сказал:

«Из допроса на суде Габуния Вальтера установлено, что 27 апреля 2013 года примерно в 17 часов по просьбе друга Цулукия Астамура на своей автомашине вместе с Цулукия Астамуром, Ес-оглы Леваном и Ес-оглы Тенгизом он выехал с района Маяк города Сухума в Очамчырский район, загрузив несколько мешков цемента. Приехав в село Джал и встретив Цулукия Астамура, переночевали у него в доме. 28 апреля ночью остались там и вернулись утром. Из показаний свидетеля Габлия Владимира следует, что Ес-оглы Тенгиз вместе с Цулукия Астиком и Габуния Вальтером 27 апреля 2013 года вечером находился в доме его соседа Резо. Они вместе допоздна сидели за столом и утром уехали. Таким образом, установлено, что Ес-оглы Тенгиз Шаликоевич в день убийства не находился в Сухуме, а находился в Очамчырском районе. Это подтверждают показания свидетелей».

Адвокат подсудимого Адлейба Артур Айба привел свои доводы в пользу невиновности подзащитного. В частности, говоря о показаниях Джопуа, он заявил:

«Потом он стал между ними, хотел разборонить, Ес-оглы его порезал. Ему стало больно, он спустился к себе в квартиру, перевязал себе рану. Через некоторое время к нему спустился Ес-оглы и говорит: «Дорогой товарищ, что случилось, то случилось, поднимись наверх, пообщайся, Астамур тебя зовет». И вот тут, спустя некоторое время, как говорит тот же самый Джопуа, он поднимается. И вот Астамур – вроде бы по заключению судебно-психиатрической экспертизы он признан вменяемым, человек вроде бы нормальный, прошу обратить внимание на слова Джопуа… он дождался, пока господин Джопуа соизволил подняться наверх, а потом только перерезал несколько раз ей глотку и сказал: «Это тебе за все то, что ты мне сделала». То есть, судя по его показаниям, Астамур ждал некоторое время и предпочел убить Косову в присутствии Джопуа. Но это же абсурд полный! …После того как Косова умерла, Адлейба 2 мая неоднократно присылал ей смс-сообщения и неоднократно звонил ей: «В чем дело, почему ты не отвечаешь на звонки?» Понимаете? Зачем человеку совершать такого рода манипуляции, если ему известно, что данная гражданка умерла? Как говорит потерпевший, «чтобы обеспечить себе алиби». Очень даже сомнительно. При желании Адлейба мог создать себе алиби в течение 18 дней, и более весомое алиби».

Оба последних адвоката попросили суд признать своих подзащитных невиновными. Позднее потерпевший Чикин во время своей реплики подверг доводы защиты критике, и не в первый раз на процессе завязалась перепалка между ним и Айба. Чикин, в частности, отверг утверждение, что отпечатки пальцев Адлейба остались на ноже, поскольку он пользовался им ранее как столовым прибором:

«Вот вы сами моете свои столовые приборы или нет? Так, вопрос риторический. Не должно быть отпечатков пальцев на посуде, которая моется. Отпечатки остаются тогда, когда в последний раз берется орудие убийства, нож. Тоже это понимать надо, глупость надо как бы ограничивать...

– Послушайте… Я вас прошу, ваша честь, сделайте замечание. Зачем?..

– Уважаемый адвокат, выступите потом.

– Ну, хорошо».

Сегодня утром с последним словом выступали подсудимые. А без десяти минут в шесть вечера Тимур Тарба начал оглашение приговора. Джопуа получил на четыре года меньше, чем просил прокурор, – три года лишения свободы, и с учетом времени, проведенного в заключении, был освобожден в зале суда. Адлейба и Ес-оглы – на пять лет и четыре года меньше запрошенного прокурором, – по 12 лет. С двух последних подсудимых взыскано более шестисот тысяч рублей моральной компенсации и судебных издержек в пользу потерпевших – отца и мужа Екатерины Косовой. В Генпрокуратуру республики направлено представление о привлечении ряда свидетелей на процессе к ответственности за дачу ложных показаний.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG