Accessibility links

Зураб Ачба: свой среди чужих, чужой среди своих?


По слова Зураба Ачба, принятое им решение возглавить Генеральную прокуратуру далось ему нелегко. Фото: apsnypress.info
По слова Зураба Ачба, принятое им решение возглавить Генеральную прокуратуру далось ему нелегко. Фото: apsnypress.info

Сегодня в конференц-зале Сухумской городской прокуратуры состоялось представление коллективу Генеральной прокуратуры Республики Абхазия избранного вчера парламентом генпрокурором Зураба Ачба. Кстати, почему именно в горпрокуратуре (некоторые журналисты признавались потом, что, не сориентировавшись, направились сперва в Генпрокуратуру)? Все просто – после капитального ремонта интерьер здания горпрокуратуры выглядит более презентабельно.

Еще одно короткое отступление от главной темы. Имя Зураб Ачба прочно ассоциируется в абхазском обществе с юристом, деятелем национально-освободительного движения, зампредседателя Народного форума Абхазии, депутатом первого созыва парламента РА. Лишь немногим более десятилетия – с конца1988 года по лето 2000-го, когда Зураб Константинович был застрелен так и не найденным киллером – его деятельность была в центре общественного внимания, но он, трибун, прекрасный оратор, за это время оставил столь яркий след в памяти современников, что его именем был назван существующий уже лет пятнадцать в Сухуме Центр «Мир без насилия». Словом, это имя знаковое в Абхазии, известное каждому. Но вот несколько лет назад в СМИ стало довольно часто встречаться имя другого Зураба Ачба – врача и члена Общественной палаты Республики Абхазия. А на днях широкому кругу людей стал известен третий, ставший генпрокурором. Он лишь на восемь с половиной лет младше Зураба Константиновича, но ранее его знали только в профессиональном кругу.

Зураб Ачба: свой среди чужих, чужой среди своих?
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:19 0:00
Скачать

Мы на «Эхе Кавказа» не освещали обычно события, подобные сегодняшнему, которые можно отнести к разряду дежурных. Но тут сделать исключение побудила беспрецедентная в истории Абхазии ситуация – впервые руководство республики представляло коллективу нового генпрокурора, кандидатура которого была предложена политической оппозицией. Напомню, что его избрание произошло в рамках достигнутого ночью 16 декабря прошлого года во время продолжавшегося народного схода соглашения власти с Блоком оппозиционных сил.

Вице-президент Абхазии Виталий Габния отметил, представляя Зураба Ачба, что президент не намерен напрямую вмешиваться в его работу, «но, конечно, необходим результат, и вмешательство каких-либо политических сил недопустимо». Вице-президент поблагодарил бывшего генпрокурора Абхазии Нурия Тания за проделанную работу и пожелал ему успехов на должности судьи Конституционного суда. Секретарь Совета безопасности Абхазии Мухаммед Килба подчеркнул, что за последние месяцы в работе Генпрокуратуры наблюдаются позитивные изменения, новому генпрокурору же необходимо приумножить сделанное. Успешной работы своему преемнику пожелал Нурий Тания, проработавший на посту генпрокурора всего три с половиной месяца.

Зураб Ачба отметил, что принятое им решение возглавить Генеральную прокуратуру далось ему нелегко:

«Скажу честно, для меня это большая ответственность. Не буду скрывать, что решение об этом было одним из сложнейших в моей жизни. Но сегодня я рядом с вами, и мы должны работать над тем, чтобы основные задачи генпрокуратуры, а именно: соблюдение правопорядка, закона и прав человека – выполнялись неукоснительно».

И продолжил:

«Я никогда не скрывал мои взаимоотношения с оппозицией, но то, что я от нее выдвинут, еще ни о чем не говорит. Выполнять чьи бы то ни было прихоти я не собираюсь – ни оппозиции, ни власти, а требования будут рассматриваться исключительно в рамках нашего законодательства».

Вице-президент Абхазии Виталий Габния, обращаясь к новому генпрокурору, отметил, что у Ачба есть реальная возможность доказать обществу, что он никому ничего не должен и будет работать, опираясь только на Конституцию страны.

После завершения церемонии представления, уже на первом этаже здания, журналисты окружили нового генпрокурора, держа в руках диктофоны. Отвечая на их вопросы, он предсказуемо говорил:

«Все дела, которые находятся в производстве в генпрокуратуре Абхазии, будут в поле моего зрения. Но дайте мне время, я не знаком ни с одним из них. Я знаю об этих делах только из прессы. Два года не работал и доступ к делам не имел.

– Можно еще вопрос? Вот многие рассуждали: будет от оппозиции кандидат в генпрокуроры – и как он поведет себя по отношению к делам, например, возбужденным в связи с попыткой штурма здания МВД 5 июля?

– Вы знаете, так далеко я заглядывать не могу. Все дела, которые возбуждены, будут иметь правовое завершение. Судить о конкретных делах я сейчас не могу. Дайте, повторюсь, немного времени, мы с вами, я думаю, будем общаться. Принцип гласности в работе прокуратуры остается, никуда он не делся».

Крутился у меня в голове и такой вопрос: а как бы при нем ответила Генпрокуратура на запрос оппозиции о правовой оценке событий 27 мая 2014 года, так же, как она ответила прошлым летом? Но Зураб Ачба уже торопился уйти, да и гуманно ли задавать такие заведомые «вопросы на засыпку»?

Между тем среди интернет-форумчан уже, как водится, кипели споры о новом генпрокуроре. В кратком изложении его биографии было сказано:

«Родился 18 ноября 1958 года в селе Приморское Гудаутского района. Окончил историко-юридический факультет Абхазского государственного университета. В 1985 году ему присвоена квалификация юриста. С 1994 года работает в органах прокуратуры. В 1997 году стал заместителем прокурора Сухумского района. В 2001 году возглавил прокуратуру Сухумского района. В 2005 году переведен на должность прокурора Гулрыпшского района. В 2011 году Ачба был назначен прокурором Гагрского района».

Прочтя это, один из форумчан написал, возражая кому-то: «Ничего себе, не имеет опыта работы в прокуратуре!» Другой заметил: «Дело не в опыте и уровне – уровень такой же, как и у всех представителей бывшей и нынешней власти. Проблема в том, что эта должность досталась оппозиции путем долгого противостояния, и из нее надо было извлечь максимум, а максимум был бы – такой прокурор, который не дал бы расслабиться власти, искал бы, где что не так в системе управления, и вскрывал бы громкие коррупционные схемы. Был прекрасный шанс – первый раз за всю историю во власть попал несистемный чиновник, который мог бы хорошо работать если не на благо страны, то хотя бы назло власти. И он необязательно должен был быть суперпрофессионалом, достаточно было просто злого оппозиционера. Назначенный же прокурор, судя по биографии, вряд ли является бунтарем и при определенных обстоятельствах вполне способен вписаться в существующую систему, тем более что она ему, видимо, хорошо знакома». Ему возразили: «У оппозиции могли быть еще две кандидатуры – Миканба и Джергения. Но решили так, как решили, и я думаю, что правильно. Неужели вы желаете генпрокурора-бунтаря? Генпрокурор не должен быть ни за власть, ни за оппозицию. Он должен быть за ЗАКОН, и это его основные обязанности, определенные Конституцией. Иначе система пойдет вразнос и ничего хорошего не выйдет». Еще один сообщил: «Не буду называть никого, но рассматривались несколько кандидатур. Некоторые отказались... Остановились на Ачба. Лично я его не очень знаю, но те, кому я доверяю, рекомендовали его как принципиального и порядочного человека».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG