Accessibility links

«Одного переименования недостаточно»


Идею переименования Южной Осетии в Южную Осетию-Аланию поддерживают многие как в Цхинвале, так и во Владикавказе
Идею переименования Южной Осетии в Южную Осетию-Аланию поддерживают многие как в Цхинвале, так и во Владикавказе

Президент Южной Осетии подписал указ о проведении референдума по переименованию республики в Южную Осетию-Аланию. Плебисцит пройдет в день выборов президента 9 апреля. Леонид Тибилов выступил с данной инициативой в декабре 2015 года.

В указе югоосетинского президента Леонида Тибилова говорится:

«Руководствуясь стремлением народа Республики Южная Осетия к восстановлению древнего названия своего государства как неотъемлемой части культурно-исторического наследия и своей идентичности, основываясь на исторической и духовной преемственности между поколениями и отдавая дань благодарной памяти тем, кто героически защищал и сохранил земли предков для ныне живущих, обращаясь к историческим истокам возрожденной традиции аланской государственности, признавая ее преемственность и стремясь укрепить основы ее надежной будущности, в соответствии с пунктом 16 статьи 50 Конституции Республики Южная Осетия я подписал Указ о назначении референдума Республики Южная Осетия. Референдум о восстановлении исторического названия нашего государства будет проведен на всей территории Республики Южная Осетия в воскресенье 9 апреля 2017 года».

«Одного переименования недостаточно»
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:07 0:00
Скачать

Идею переименования Южной Осетии в Южную Осетию-Аланию поддерживают многие как в Цхинвале, так и во Владикавказе. Впрочем, некоторые мои собеседники усмотрели в совмещении президентских выборов с референдумом грамотный предвыборный ход, способный принести дополнительные голоса действующему президенту.

В 1994 году первый президент Северной Осетии Ахсарбек Галазов в сложных общественно-политических условиях принял принципиальное решение и переименовал республику в Северную Осетию-Аланию. Тогда в России был кризис, были остры последствия осетино-ингушского конфликта, и осетинский народ нуждался в объединяющей национальной идее.

Лидер фонда содействия межнациональным отношениям «Осетия» Лев Лалиев считает, что этот шаг необходимо было предпринять давно:

«Это надо было делать раньше. Не сейчас, перед выборами президента, а после его победы в 2012-м, когда Тибилов только стал президентом. Это большой шаг для сближения и объединения. Чтобы наш народ не оставался разделенным, нужно и название общее республикам установить. Каждый человек стремится оставить после себя что-то хорошее. Сохранит свой пост Леонид Тибилов – это для него плюс, но даже если его не выберут, все равно это для него плюс. Под именем Алании мы должны стремиться к объединению».

Лидер Компартии Южной Осетии Станислав Кочиев говорит, что идея переименования республики «витала в воздухе» и Леонид Тибилов предложил ее еще в 2015 году, «потому что процессы должны проходить параллельно с Северной Осетией». Говорит Станислав Кочиев:

«Осетины – прямые потомки и наследники алан. Сейчас много появилось претендентов на это наследство из наших соседей. Но мы – наследники и культурного, и нравственного, и материального богатства. Мы должны вернуть свое историческое название, но сохранить Осетию тоже должны, весь мир знает нас как осетин сейчас. Совмещение референдума с выборами президента – это экономия финансов, в материальном плане – наименее затратное дело. Уверен, что референдум привлечет избирателя к урнам, повысит явку 9 апреля».

Сторонник экс-президента Эдуарда Кокойты Таймураз Кокоев поддерживает инициативу президента, однако считает, что для укрепления национального самосознания одного переименования недостаточно:

«Я считаю, что нынешняя югоосетинская власть реагирует на попытки наших восточных соседей, настойчиво пытающихся претендовать на аланское наследие, однако одно переименование в Аланию социально-экономическое положение населения обеих осетинских республик не поменяет. Должна быть конкретная программа возрождения Алании, в том числе духовного и культурно-идеологического. Возрождение должно произойти в самосознании каждого из нас, кто считает себя аланом. Одного переименования недостаточно. Политики, которые берутся переименовывать республику в Аланию, ответственны за дальнейшее развитие этой идеи, за возрождение Алании».

Публицист и политолог Леонид Кочиев считает, что решение югоосетинского президента о проведении референдума в день президентских выборов служит повышению рейтинга Леонида Тибилова:

«Абсолютно убежден, что совмещение референдума о переименовании Южной Осетии с выборами президента – это пиар-ход. Не берусь утверждать, хорошо это или плохо. Зачем переименовывать в Аланию. Ирыстон изначально означает страна ариев, наших предков, и это доказано европейской и мировой наукой. Алания звучит, но тогда почему бы не назваться Скифией, Сарматией. Есть страна ариев – Ирыстон, я могу предложить варианты названия Аланская республика Ирыстон или Ас-Аланская республика Ирыстон, убежден, что название «Ирыстон» обязательно должно остаться в названии нашего государства».

Североосетинский общественный деятель Тамерлан Цомаев считает закономерным переименование Южной Осетии:

«В перспективе воссоединение юга и севера Осетии неизбежно, поэтому южную часть Осетии также надо переименовать. И тогда Осетия-Алания будет единой в составе России».

В соответствии с пунктом 16 статьи 50 Конституции референдум состоится по вопросу: «Согласны ли Вы с внесением изменений в часть 1 статьи 1 Конституции Республики Южная Осетия, изложив ее в следующей редакции: 1. Республика Южная Осетия – Государство Алания – суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения народа Республики Южная Осетия. Названия Республика Южная Осетия и Государство Алания равнозначны».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG