Accessibility links

«Алания»: цхинвальское pro и тбилисское contra


В Тбилиси отреагировали на намерение де-факто лидера Южной Осетии Леонида Тибилова провести референдум о переименовании самопровозглашенной республики в ЮО-Аланию. Президент Грузии Георгий Маргвелашвили выступил с официальным заявлением.

Любая попытка изменить название оккупированного региона без согласия центральных властей Грузии является попыткой посягательства на государственный суверенитет и территориальную целостность страны – с таким заявлением выступил президент Грузии. Георгий Маргвелашвили довольно резко отреагировал на намерение цхинвальских властей провести 9 апреля этого года, параллельно с выборами президента самопровозглашенной республики, референдум о переименовании в ЮО-Аланию. По словам главы грузинского государства, это станет очередным шагом к последующей аннексии оккупированных грузинских территорий.

«Плебисцит, выборы или другие действия, которые предполагают свободное волеизъявление народа, не могут быть осуществлены на территории, оккупированной другим государством, откуда изгнано большинство коренного населения, где прошла этническая чистка и сегодня единственной силой, осуществляющей на месте эффективный контроль, является Россия. Обращаемся к международному сообществу с тем, чтобы оно противостояло посягательству на территориальную целостность и суверенитет Грузии и любой попытке легитимации этих т.н. выборов и плебисцита», – говорится в заявлении Маргвелашвили.

«Алания»: цхинвальское pro и тбилисское contra
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:49 0:00
Скачать

При этом глава государства вновь обратился с призывом к правительству Российской Федерации, чтобы оно предприняло реальные шаги по деоккупации территорий Грузии и выполнению взятых на себя международных обязательств.

Де-факто власти Южной Осетии обосновывают назначение референдума мнением, что эта территория «должна носить имя тех, кто ее основал», то есть аланов – кочевых племен скифо-сарматского происхождения. Но при этом, по словам лидера самопровозглашенной республики Леонида Тибилова, нынешнее название будет сохранено и станет тождественным и равноценным новому.

«На протяжении долгого времени общественностью настойчиво ставится вопрос о возвращении исторического названия нашего государства – Алания. Это название восходит к эпохе общеаланского национального единства, к эпохе расцвета, могущества и славы нашего народа», – говорится в обращении главы самопровозглашенной республики.

В грузинском экспертном сообществе склоняются к более приземленному объяснению намерений цхинвальских властей.

По словам руководителя Института исследования национализма и конфликтов Нино Каландаришвили, большей частью жителей этого региона присоединение к Северной Осетии или прямо к России расценивается как механизм экономического спасения, улучшения уровня жизни и налаживания контактов с внешним миром. И на этом фоне референдум несет определенную нагрузку:

«Фиксирование названия «Алания» будет рассматриваться внутри (Южной Осетии) как определенный шаг для создания новой, большой Алании. Но это настолько эфемерно, что не выглядит серьезным. Я не думаю, что и в будущем появится такая перспектива. И не думаю, что на данном этапе Российской Федерации нужна новая головная боль, вызванная прямым присоединением Южной Осетии на политическом уровне».

По мнению Каландаришвили, гипотетическое присоединение самопровозглашенной Южной Осетии к находящейся в составе Российской Федерации Северной несет такое количество экономических и социальных проблем, что на данном этапе нет даже никаких экспертных мнений о том, как все это может произойти на институциональном уровне. Это очень сложный процесс, и этот вопрос даже не рассматривается.

Так что, по мнению эксперта, и с ней согласно подавляющее большинство аналитиков в Грузии, все разговоры на эту тему, в том числе в контексте переименования территории, притянуты за уши с целью улучшения состояния определенной политической элиты или продления ее пребывания у власти.

XS
SM
MD
LG