Accessibility links

Фотоателье: время не властно


Сегодня каждый может побыть «фотографом», просто достав из кармана телефон с камерой. Можно наснимать десятки дублей, выбрать лучший и через пару минут получить готовый снимок. 50 лет назад все было сложнее – надо было идти в студию. В Тбилиси существовало немало фотомастерских, которые вполне оправдывали свое название – там можно было сделать фотографию на документ или на память. Одну из таких студий открыл в 60-х годах прошлого века фотограф Рач Тер-Григорян.

Пара вывесок с лаконичной надписью «Фото» и стрелкой-указателем с центральной шумной улицы города ведут в небольшой дворик. Во дворе тихо. Слышно, как где-то перебирают клавиши фортепиано – от «до» до «до» и обратно. Лениво провожает взглядом прохожих кот, принимающий солнечные ванны на капоте машины.

В это фотоателье в 1987 году приходил режиссер Тенгиз Абуладзе. Фотографировался на загранпаспорт перед поездкой в Канны, куда вез свое «Покаяние». Здесь были еще совсем молодыми актрисы Софико Чиаурели, Ариадна Шенгелая, Лика Кавжарадзе. Здесь, став чемпионами СССР в 1964 году, сделали фотографии на память футболисты «Динамо»-Тбилиси».

Фотоателье: время не властно
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:57 0:00
Скачать

Все эти люди сегодня смотрят со стен фотоателье. Многие улыбаются. Среди них – еще один человек, напоминающий старичка из мультфильма «Вверх», отправившегося в путешествие, привязав к своему дому тысячи воздушных шаров. Это ему улыбались шахматистка Нона Гаприндашвили, бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, актер Вахтанг Кикабидзе и другие люди на черно-белых фотографиях. Рач или же Рачик Тер-Григорян – человек, который открыл эту фотостудию в 60-х годах. После смерти отца его дочь Ирина, художник по профессии, продолжила его дело. Ирина рассказывает, что многие, кто приходит фотографироваться, хорошо помнят ее отца.

Ирина Тер-Григорян
Ирина Тер-Григорян

«Нет такого дня, чтобы кто-нибудь не пришел и не вспомнил о моем отце, что вот здесь работал такой высокий галантный человек, всегда был в белой сорочке, в галстуке, в костюме. Весь район Верийский приходил в основном к папе», – рассказывает Ирина.

На стенах много фотографий детей, которые сегодня уже сами нянчат внуков. Пухленький белокурый мальчик с пальцем во рту, которому на фото всего три года, вернулся в эту фотостудию 50 лет спустя. Его фотографию сейчас сделала уже Ирина. Многие приходят в студию с просьбой сфотографировать своих детей так же, как и их в детстве: в детском деревянном стульчике с сомбреро на голове или в платочке под «Аленку», с гномиком, которому уже больше 30 лет.

У папы был свой индивидуальный почерк, говорит Ирина и заверяет, что без труда узнает фото, сделанное ее отцом. Папа любил работать именно над портретами, отдавал предпочтение студийной съемке. Каждый раз Рач, по ее словам, подолгу возился с освещением, ставил его особым образом, отчего на лицах под носом у его моделей образовывался небольшой, еле заметный треугольник-тень. При этом фотограф делал не более двух кадров за раз.

«Во-первых, она была очень дорогая – в этой пленке содержалось серебро, и особенно с ней не поиграешь. Надо было четко тут же поймать момент, чтобы не закрыли глаза, чтобы не пошевелились, очень большое мастерство было необходимо. Закрепители, проявители, потом обязательно надо было промывать эти фотографии по 2-3 часа под струей воды. Это очень сложный был процесс», – рассказывает Ирина.

Фотографией занимался не только ее отец. Дяди Рача по материнской линии тоже были фотографами. У Аршака Мнджояна была своя фотостудия на улице Леселидзе еще до революции. Она располагалась на крыше под стеклянным потолком, для того чтобы фотограф мог работать при дневным свете. У Ирины есть фотографии 1921 года, где на заднем фоне отчетливо видна эта студия и вывеска. «Мнджоян. Фотография», написано на ней.

Пока Ирина рассказывает, в мастерскую заглядывает мужчина, спрашивает, можно ли сделать фотографию для документов. Ирина включает освещение, просит сесть его на стул, смотрит в объектив цифровой камеры, затем следует пара щелчков. Она перенесет эти фотографии в компьютер, отретуширует в фотошопе, нажмет на «печать», и через несколько секунд мужчина будет уже смотреть на свое изображение. Все это займет менее 10 минут. Не нужно ждать часами проявки, вручную делать ретушь прямо на бумаге, волноваться, каким получится изображение. Все стало проще: людям важно быстро получить то, что им нужно, говорит Ирина. И сложно сказать, хорошо это или плохо...

XS
SM
MD
LG