Accessibility links

Бронелокомотив экономики


По словам президента, республика на сегодняшний день не имеет возможности вывоза и продажи своего товара, а это плохо влияет на экономику
По словам президента, республика на сегодняшний день не имеет возможности вывоза и продажи своего товара, а это плохо влияет на экономику

Время сейчас такое – разбирать на цитаты и на тезисы заявления новоизбранного президента. Потому как за неимением пока свершений на этом посту остается разбирать слова. И я не стал исключением, решил рассмотреть в меру сил ту часть его пресс-конференции, в которой Анатолий Бибилов говорил о возможностях экономического развития республики.

По словам Анатолия Ильича, сельскохозяйственный сектор мог бы неплохо зарабатывать, обеспечивая продовольствием четвертую российскую военную базу и пограничное управление ФСБ Российской Федерации.

«По немногим подсчетам, если учитывать что один военнослужащий должен употреблять в сутки 250 грамм мяса, то выходит более полутора тонн мяса. Я уже не говорю о той же капусте, картошке и так далее, которыми мы могли бы их обеспечивать», – сказал Анатолий Бибилов.

Российский экономист, научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев предлагает прибавить к численности военнослужащих еще и семьи офицеров, причем довольно состоятельные, а значит, открывается ниша и для сферы обслуживания – от ремонта обуви до автосервиса. По словам Караваева, каких-то специальных исследований не проводилось по поводу того, как военные базы стимулируют рост хозяйственно-экономической активности региона, но все об этом знают и все это используют – от Армении до Японии. Почему бы не попробовать заработать и Южной Осетии, говорит Александр Караваев:

Бронелокомотив экономики
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:35 0:00
Скачать

«В рамках развития сферы услуг возникает сразу много возможностей, связанных с игорным бизнесом, продажей алкоголя, понятное дело, на легальной основе и под контролем государства. Здесь же есть определенный сегмент для туризма. К военнослужащим приезжают родственники дальние, близкие, и если этим родственникам будет предложено приемлемое обслуживание с экскурсией по окрестностям, то, я думаю, они будут рады им воспользоваться. Это станет постоянным источником доходов, получится благоприятный вариант военно-экономического взаимодействия. Хочу напомнить, что были и раньше инициативы с использованием туристических ресурсов Южной Осетии для создания военно-патриотических центров и клубов, в которые бы приезжали подростки со всей России для военных игр и проведения летних каникул.

– Российский бюджет финансирует такие мероприятия?

– Да, по линии Министерства образования и по линии Минобороны. Причем здесь надо еще обязательно подключать силовые ведомства – МВД и МЧС. Т.е. при непосредственном межведомственном взаимодействии и координации могут быть организованы такие лагеря для школьников и студентов. А военная база снимет все вопросы по безопасности».

Следующая цитата из выступления Анатолия Бибилова на пресс-конференции:

«Мы все знаем, что традиционно выращиванием фруктов занимаются Цхинвальский район – села Дменис, Сатикар, Хелчуа и так далее. На сегодняшний день они не имеют возможности вывоза и продажи своего товара, а это плохо влияет на экономику нашей страны».

Это прискорбная правда, подтверждение которой я слышал много раз. Вот вам еще одно от генерального директора логистического центра «ТИС» во Владикавказе Вахтанга Джигкаева:

«Сейчас трудно перевезти через границу фрукты. Нужно везти во Владикавказ документы о происхождении груза и образцы товара, сдать его на экспертизу.

– А разве в Южной Осетии нет до сих пор лаборатории, которая могла бы провести экспертизу?

– В Южной Осетии нет лабораторий уполномоченных, т.е. таких, чьи результаты признавались бы российской стороной.

– И что, нельзя решить эту проблему?

– Думаю, можно решить любой вопрос, но этим надо заниматься».

Вот такой анекдот получается. Заключили с Россией десятки договоров, в том числе о льготном таможенном регулировании, но до сих пор Россия не признает югоосетинские сертификаты соответствия, и никто в Цхинвале по этому поводу до сих пор не беспокоился.

Также Анатолий Бибилов рассказал о планах по вывозу минеральной воды за пределы Южной Осетии:

«Нужно оформить воду так, чтобы она была узнаваемой и чтобы у нее был товарный вид. Мы постараемся в скором времени все эти задумки воплотить в жизнь».

Ну вот не дело президента менять этикетку на бутылках, потому что неизбежно на следующем этапе выяснится, что и рисовать ее придется тоже ему.

По мнению директора департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, это такое наследие советской эпохи, когда считалась, что государственный деятель должен проявлять знание ремесел, осведомленность в проблемах заводов и фабрик, указывать директорам на их бесхозяйственность. Только этим проблем не решить, говорит Игорь Николаев:

«Уж если пошли по пути свободы предпринимательства, то потенциал, который заложен в этой свободе, надо раскрывать. Чтобы не получалось так: экономика вроде бы рыночная, а мы пытаемся ее подправлять не совсем рыночными механизмами, но такими детализированными советами бизнесу, что и как делать. Это, конечно, не слишком соответствует рыночным реалиям.

– Т.е. экономика запускается реформацией отношений, прежде всего?

– Да, отношений и институтов, прежде всего. Безусловно».

Т.е. не этикетки надо менять, а отношения, в т.ч. государства и бизнеса, тогда и появятся те самые заинтересованные люди, которые сами придумают и новую этикетку, и как продать воду.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG