Accessibility links

"Чертовски непростая дама"


Тереза Мэй объявляет о досрочных выборах у дверей своей резиденции на Даунинг-стрит, 10
Тереза Мэй объявляет о досрочных выборах у дверей своей резиденции на Даунинг-стрит, 10

8 июня Великобританию ждут внеочередные выборы. Об этом объявила во вторник премьер-министр Соединенного Королевства Тереза Мэй. Формально роспуск нынешней Палаты общин и дату выборов еще должны одобрить сами парламентарии, но исход завтрашнего голосования предрешен: крупнейшая оппозиционная партия – лейбористы – уже объявила, что ее депутаты проголосуют вместе с правящими консерваторами.

Тереза Мэй удивила свою страну и весь мир: столь скорых выборов в Британии никто не ожидал.

Предыдущее голосование, принесшее убедительную победу консерваторам, состоялось менее двух лет назад – в мае 2015 года. Но с тех пор в Соединенном Королевстве утекло много воды. В июне прошлого года большинством голосов британцы высказались в пользу выхода из Евросоюза – Брексита. Это привело к отставке тогдашнего премьера Дэвида Кэмерона и острой борьбе за власть среди ведущих консервативных политиков. Как это часто бывает, выиграли не те кандидаты в премьеры, чьи имена назывались чаще всего – Борис Джонсон и Майкл Гоув, – а менее заметная Тереза Мэй, неожиданно для многих ставшая обитателем премьерской резиденции на Даунинг-стрит, 10.

Мэй – вторая женщина-премьер в британской истории после Маргарет Тэтчер. Пока что главные достижения нынешнего премьера – относительно спокойное течение первых месяцев после референдума о Брексите и официальное начало процесса выхода Британии из ЕС (соответствующее письмо руководству Евросоюза Тереза Мэй, уполномоченная парламентом, подписала в конце марта). Согласно статье 50 Лиссабонского договора, регулирующей порядок выхода членов ЕС из Союза, этот процесс продлится по меньшей мере два года.

Этот шаг неизбежен для того, чтобы обеспечить стране сильное и стабильное руководство

Ранее Тереза Мэй несколько раз заявляла, что не хотела бы досрочных выборов, поскольку предвыборная кампания неизбежно отвлекла бы ее как лидера правящей партии от текущих дел, в том числе самого важного – нелегких переговоров с Брюсселем о конкретных условиях Брексита. Тем не менее премьер изменила свое мнение. Обращаясь 18 апреля к гражданам, Мэй заявила: "Я без большой охоты приняла решение о необходимости проведения этих выборов. Но я убеждена: этот шаг неизбежен для того, чтобы обеспечить стране сильное и стабильное руководство, которое необходимо нам в период Брексита".

Выход из ЕС, похоже, заслонил для британцев остальные внешнеполитические проблемы. Тем не менее, после недавней химической атаки в Сирии Лондон занял наиболее жесткую в Европе позицию в отношении России, предложив ввести против Москвы дополнительные санкции в связи с сирийскими событиями. Борис Джонсон, министр иностранных дел в кабинете Терезы Мэй, отменил намеченный визит в Москву. Судя по всему, в случае победы консерваторов на июньских выборах внешнеполитические приоритеты Великобритании останутся неизменными.

Согласно первым комментариям аналитиков, к решению провести досрочные выборы Терезу Мэй подтолкнули высокие рейтинги Консервативной партии и ее лично. По данным последних опросов, за консерваторов сейчас готовы голосовать от 42 до 45% избирателей, в то время как за лейбористов – около 25%. Тем не менее, лидер Лейбористской партии Джереми Корбин позитивно отреагировал на предложение премьер-министра:

"Я приветствую решение премьер-министра дать британскому народу возможность избрать правительство, приоритетом которого стали бы интересы большинства. Лейбористы предложат стране эффективную альтернативу правительству, которое не смогло перестроить экономику, при котором ухудшаются условия жизни, урезаются ассигнования на школы и Национальную систему здравоохранения. В последние недели Лейбористская партия разработала программу, которая дает стране возможность ясного выбора. Мы с радостью ждем возможности продемонстрировать, как лейбористы способны выступить на стороне британского народа".

Несмотря на самоуверенный тон заявления Корбина, он очень сильно уступает Терезе Мэй: по данным опроса YouGov, 50% считают, что Мэй – лучшая кандидатура на пост премьер-министра, в то время как о Корбине так думают лишь 14%. Если говорить о рейтингах, то единственная безусловно проевропейская партия страны, либеральные демократы, пользуется сейчас поддержкой не более чем 13% избирателей.

Консерваторы хотят навязать самый жесткий вариант Брексита

Важно, однако, и то, как закончатся выборы в Шотландии. Если правящей там Шотландской национальной партии (ШНП) удастся укрепить свое большинство, первый министр Шотландии и лидер националистов Никола Стёрджен сможет еще активнее настаивать на проведении повторного референдума по вопросу о независимости этой части Соединенного Королевства. Стёрджен, у которой весьма напряженные отношения с Мэй, уже заявила, что консерваторы в случае их победы на выборах намерены "навязать самый жесткий вариант Брексита и осуществить урезание социальных расходов". Для избирателей в Шотландии с ее куда более щедрой, чем у лондонского правительства, социальной политикой, эти слова звучат как сигнал тревоги. Впрочем, Никола Стёрджен, вполне вероятно, намеренно драматизирует ситуацию: в последнее время поддержка идеи независимости в Шотландии снизилась до 44%, а ведь именно независимость – главный пункт программы ШНП.

Как отмечает в интервью агентству Рейтер британский политолог, профессор университета Стрэтклайд Джон Кертис, "в рядах Консервативной партии сохраняются разногласия, в том числе по Брекситу, но оппозиция разобщена в еще большей степени". Иными словами, Тереза Мэй выбрала наиболее выгодный момент для того, чтобы, по ее собственным словам, "привести Вестминстер (место заседаний британского парламента. – РС) в порядок". Для нее это означает расширение консервативного большинства и преодоление – или хотя бы приглушение – внутренних конфликтов в собственной партии. Тем самым Тереза Мэй подтвердила бы репутацию "чертовски непростой дамы" – так в свое время назвал ее коллега по партии Кеннет Кларк. Один рекорд Мэй уже поставила: она прослужила в должности министра внутренних дел шесть лет – дольше, чем кто-либо с 1892 года. Вполне вероятно, что ей хотелось бы сделать свое пребывание на Даунинг-стрит, 10, не менее продолжительным.

Радио Свобода

XS
SM
MD
LG