Accessibility links

Праздник, который всегда


От одних праздников не избавиться, а другие не приживаются, несмотря на усилия властей
От одних праздников не избавиться, а другие не приживаются, несмотря на усилия властей

Я знаю пару верных примет народного праздника. Первая. Люди ждут эту дату и строят на нее планы. Одни собираются в гости, другие на дачу... Вторая еще проще: у людей с утра приподнятое настроение.

И в этом смысле, по моим наблюдениям, праздник удался. Понятно, что, как и при совке, не обошлось без т.н. добровольно-принудительного участия бюджетников и учащихся в демонстрации, но при всем этом 1 мая – это все-таки народный праздник, в отличие от всех этих непонятных обществу новоделов и не запоминаемых дат, как «День России» или «День народного единства».

Даже в начале 90-х, когда мы решительно отказывались от всего советского и брезгливо морщились на куцые первомайские демонстрации во главе с Зюгановым, мы не допускали и мысли, что 1 мая может стать рабочим днем. 1 мая оставался как минимум днем хорошего настроения, первых пикников и невозбраняемого вживления крепких напитков. Теперь мы наблюдаем реинкарнацию «Дня солидарности трудящихся» в «Праздник весны и труда». Вот почему так: от одних праздников не избавиться, а другие не приживаются, несмотря на усилия властей. Я спросил об этом Александра Асмолова, бывшего замминистра образования, заведующего кафедрой психологии МГУ:

Праздник, который всегда
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:40 0:00
Скачать

«1 мая существует как международный праздник во многих странах мира, но, учитывая коммунистическую идеологию, с особой страстностью он праздновался в течение очень многих лет в Советском Союзе. Поэтому именно этот праздник устойчиво вошел в установки огромного количества людей и передается через отношение к нему дедушек и бабушек из поколения в поколение. Как это отлично от праздников, которые вдруг решили сделать, не обосновывая и не учитывая, насколько установки массового сознания противостоят всем нововведениям, за которыми нет ни традиции, ни мотивации».

По мнению российского политолога Алексея Малашенко, любому государству необходим национальный праздник, как, например, День взятия Бастилии во Франции или День благодарения в США. А вот в России национальных праздников не осталось, говорит Алексей Малашенко:

«У нас вообще нет нормального национального праздника. 9 мая? Национальный праздник – это не победа над кем-то, но создание государства. В нашем случае, какого государства? Советского Союза? Его больше нет. Российской Федерации? Тоже непонятно что, тем более что 1991 год заклеймили... Чего сейчас праздновать, трехсотлетие дома Романовых что ли? Я просто не вижу повода для особого торжества. Поэтому я думаю, что значение советских праздников ушло, а появление национальных праздников пока что не предвидится. Власти это понимают, но придумывают то освобождение от поляков, то еще что-то».

Все-таки при нашей тоскливой советской жизни праздник был поводом для веселья, под праздники на прилавки выбрасывали дефицитные вещи, вкусную еду, организовывали уличную торговлю. Т.е. приучать людей к праздникам было проще, чем сейчас. Сегодня то же 1 мая уже не такое событие, как раньше. Да и 9 мая по мере того, как уходят ветераны и очевидцы тех событий, перестает быть праздником со слезами на глазах и потихоньку становится исторической датой.

По мнению Алексея Малашенко народность праздников уходит в Пасху, Рождество, в мусульманские праздники.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG