Accessibility links

У адлерской Фемиды вопросов не возникло


Анзору Арслануку отказали в предоставлении временного убежища, мотивируя свой отказ тем, что в Сирии не идет война
Анзору Арслануку отказали в предоставлении временного убежища, мотивируя свой отказ тем, что в Сирии не идет война

Защита называет абсурдным решение Адлерского районного суда, который постановил депортировать гражданина России Анзора Арсланука в Сирию. Адвокат молодого человека Оксана Тренбач заявила, что будет добиваться отмены приговора. У Арсланука двойное гражданство, утверждает его мать.

Анзор Арсланук получил российское гражданство в трехлетнем возрасте, в 1994 году, вместе с матерью Тамарой Стас и младшей сестрой. Он вписан в графе «Дети» в российском паспорте матери, а по закону вписанными в паспорт могут быть только дети, имеющие российское гражданство.

Семья Арсланук какое-то время жила в Краснодаре, затем вернулась в Сирию, говорит адвокат Анзора Оксана Тренбач:

«В 2011 год, когда начался вооруженный конфликт, Анзор в экстренном порядке по студенческой визе прибыл в Россию. Почему по студенческой визе как гражданин Сирии? Конечно, он мог сначала оформить российское гражданство в нашем посольстве, но на это ушло бы полгода, а уезжать надо было немедленно».

У адлерской Фемиды вопросов не возникло
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:35 0:00
Скачать

Так Анзор попал на учебу в Майкоп по студенческой визе и вскоре подал заявление в миграционный отдел МВД республики Адыгея на получение внутреннего российского паспорта.

Но в миграционном отделе Анзору дали понять, что утруждать себя его проблемами никто не станет. Молодому человеку предложили прокатиться в Дамаск и получить паспорт в российском посольстве. Хотя по закону миграционщики были обязаны в течение двух суток направить межведомственный запрос в архив консульского департамента МИДа по поводу документов, которые подавала мать Анзора в 1994 году на получение гражданства, где указывалось и предоставление гражданства двум ее малолетним детям. МИД, в свою очередь, должен был ответить в срок до шести суток. И даже если предположить, что в МИДе не нашлись бы документы, подтверждающие гражданство Анзора, чиновники были обязаны создать совместную комиссию и изучить обстоятельства дела. Так положено по российским законам.

За время учебы Анзор паспорт не получил, а между тем шестилетний срок его студенческой визы заканчивался. Тогда он решил обратиться в тот же миграционный отдел с заявлением на предоставление ему временного убежища.

Говорит председатель общественного движения «Адыге-Хаса» Краснодарского края Аскер Сохт, представляющий интересы Анзора:

«Миграционный отдел ему отказал в предоставлении временного убежища, мотивируя свой отказ тем, что в Сирии не идет война и нет никакой гуманитарной катастрофы. Там, по мнению миграционщиков, проводится антитеррористическая операция, а по месту проживания Анзора ситуация вообще прекрасная. Понимаете, все это написано в официальном документе миграционной службы! Мы, конечно же, его обжалуем в суде».

«Прекрасная ситуация» – это товарищи миграционщики про пригород Дамаска Сахная, где с июля 2014 почти полтора года правительственные войска штурмовали укрепления боевиков.

По закону после отказа миграционщики были обязаны выдать молодому человеку выездную визу. Но и этого не сделали, а Анзор об этих правилах ничего не знал. На границе с Абхазией Анзора задержали пограничники из-за того, что у него не было выездной визы, и передали Адлерскому суду. При этом у парня была с собой вся его переписка с мигранционщиками, все документы, т.е. полный набор доказательств его законопослушности и вины миграционной службы, но к последним у адлерской Фемиды вопросов не возникло. Зато для Анзора суд избрал максимально строгий приговор – административное выдворение в Сирию. Так, его переместили в Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства в Гулькевичах, где он впервые попал в поле зрения краснодарской «Адыге-Хаса», одной из задач которой является помощь сирийским черкесам на территории края.

И только с этого момента им начали заниматься общественники, что называется, в пожарном темпе – подключили адвоката, подали апелляционную жалобу в Краснодарский краевой суд, направили письма в инстанции.

Перед процессом адвокатский запрос был направлен и в миграционный отдел в Адыгее. Миграционщики в очередной раз могли спасти парня, но снова не стали себя утруждать.

Напомню, на межведомственный запрос МИД обязан ответить в срок до шести суток, а на запрос адвоката – в срок до шести месяцев. Кассационная инстанция ждать полгода не может, поэтому вердикт Адлерского суда об административном выдворении был оставлен в силе. Защита представила суду в качестве доказательства гражданства Анзора паспорт и показания его матери, но суд их не принял. Аскер Сохт говорит, что с приговором не согласен и намерен обжаловать его в Верховном суде России:

«С точки зрения гражданина России, не может быть и речи о депортации – это прямо противоречит Конституции. Тут нет никакого административного нарушения, дело должно быть прекращено, а все решения – отменены. А если мы рассматриваем Анзора с точки зрения гражданства Сирии, то депортация его в Сирию также невозможна. На уровне Верховного суда, в том числе в 2017 году, все аналогичные решения отменяются, потому что в Сирии идет гражданская война и депортация туда людей противоречит целому ряду международных соглашений, в которых участвует наша страна. Существует также решение ЕСПЧ о недопустимости депортации граждан Сирии в Сирию».

Мать и сестра Анзора находятся в Сирии. Ждать помощи студенту неоткуда, соответственно, у него не было средств, чтобы нанять адвокатов. В законах молодой человек не сведущ, как и большинство из нас. Он доверялся государственным структурам, полагая, что они его не обманут. Он не роптал и выполнял все их предписания. И что в ответ? Ни один из государственных институтов, который решал его судьбу, не поступил с ним честно, по закону. Ни один из множества представителей государства в этой истории не выполнил свой служебный долг.

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG