Accessibility links

Спасти вице-полковника Осураули


Согласно информации посольства, вооруженная группировка, захватившая грузинского пилота, вопрос о выкупе не поднимала
Согласно информации посольства, вооруженная группировка, захватившая грузинского пилота, вопрос о выкупе не поднимала

В социальных сетях появилась видеозапись, на которой грузинский пилот Иосиф Осураули, захваченный на территории Демократической республики Конго в январе, обращается к своим родным. Видео накануне обнародовала телекомпания «Иберия». Что известно о плененном членами вооруженного формирования Иосифе Осураули на сегодняшний день, как проходят его поиски и кто в них участвует?

Видеозапись длится всего около 40 секунд. Иосиф говорит неразборчиво, перебирает что-то в руках.

«Про меня говорят, что я убил кого-то. Это неправда. Не верьте. Пожалуйста, не верьте, я никого не убивал. Мама, не нервничай, все будет хорошо. Воспитайте моих детей хорошо. Я вас очень люблю».

Видеозапись вчера обнародовала телекомпания «Иберия». Однако это обращение было записано еще в феврале, говорит посол Грузии в Южно-Африканской республике Бека Двали, который по совместительству представляет страну и в Демократической республике Конго.

Спасти вице-полковника Осураули
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:39 0:00
Скачать

В мае, говорит Двали, была получена информация о столкновении, в результате которого с большой вероятностью грузинский пилот мог погибнуть. С тех пор посольство при сотрудничестве с властями Конго, ООН и Красным Крестом пытается выйти на след Осураули, однако тщетно. Таким образом, ни подтвердить эту информацию, ни опровергнуть пока не представляется возможным – пока ее только перепроверяют посредством различных источников, говорит Двали:

«Это зона конфликта, сложный регион, сложная страна. Даже у миссии ООН там есть вооруженный контингент, даже им такую информацию сложно уточнить. Сейчас мы находимся в таком положении. Мы поддерживаем ежедневную связь с международными институтами, которые находятся в Конго, обладают определенными ресурсами и по нашей просьбе не жалеют сил, для того чтобы установить судьбу нашего соотечественника. Мы должны быть готовы к любому сценарию и надеяться на лучшее».

При этом он утверждает, что, согласно информации посольства, вопрос о каком-либо выкупе за свободу грузинского пилота ни разу не поднимался.

Вооруженная группировка, захватившая Осураули, носит название «Движение 23 марта». 27 января этого года повстанцы сбили два вертолета военно-воздушных сил Конго, одним из которых управлял Осураули. Бывшие военные нередко соглашаются участвовать в чужих войнах по одной простой причине – им нужно как-то зарабатывать, говорит Ираклий Аладашвили, главный редактор журнала «Арсенали».

«Люди, на подготовку которых были потрачены огромные средства, в том числе из государственного бюджета, сегодня не в армии и вынуждены принимать участие в вооруженных конфликтах, для того чтобы содержать свои семьи. Если взять того же Осураули, он принимал участие в августовской войне, был вице-полковником. Здесь немного сложная ситуация, потому что, с одной стороны, в обществе может быть мнение, что государство его не отправляло, он частное лицо и государство вроде бы не обязано думать о его освобождении, но, с другой стороны, именно Осураули был, как я уже отметил, человеком, который был готов пожертвовать собой ради Грузии, поэтому было бы логичным, если бы государство озаботилось своим ветераном, его освобождением».

Права захваченного пилота, вне зависимости от того, был ли он отправлен грузинскими властями в Конго или нет, защищены рядом международных конвенций, говорит политолог Ника Читадзе. И в данном случае за судьбу грузинского пилота, по словам эксперта, ответственны как Грузия, гражданином которой является Осураули, так и Демократическая республика Конго, в составе вооруженных сил которой он служил. При этом, если говорить о возможных методах освобождения пилота, которые могла бы применить Грузия, они достаточно обширны, говорит Читадзе. В мировой практике были и случаи выкупа, и проведение спецопераций на территории страны, где человек был захвачен, и прочее:

«Израиль осуществил антитеррористическую операцию на территории другой страны. Поэтому грузинский спецназ мог бы, допустим, провести аналогичную. Хотя это, конечно, очень сложно и практически невозможно. В то же время мы знаем, что, например, в 2012 году были освобождены грузинские пленные в Сомали, экс-президент тогда лично поехал туда. Существует разная практика. К сожалению, какого-то конкретного стандарта не существует. Есть страны, которые ведут переговоры с похитителями и террористами, есть – которые нет».

В любом случае, Грузия должна максимально оповестить международное сообщество об этой проблеме, считает Читадзе.

XS
SM
MD
LG