Accessibility links

Аднан Озер: «Абхазия – это необработанный алмаз»


Скотоводство – традиционная сельскохозяйственная отрасль в Абхазии, крупный и мелкий рогатый скот содержит любой рачительный крестьянин
Скотоводство – традиционная сельскохозяйственная отрасль в Абхазии, крупный и мелкий рогатый скот содержит любой рачительный крестьянин

На днях один знакомый абхазский фермер, которого друзья прозвали «Пеканщик» – за неустанную пропаганду выращивания в Абхазии ореха-пекана, позвонил и спросил, что я знаю о строительстве турецкой фирмой в Очамчырском районе животноводческого комплекса и уже завезенной туда морем из Турции партии скота – 150 голов. Я перед его звонком что-то краем уха слышал об этом, но ничего добавить к уже известному приятелю не мог, а лишь пообещал выяснить.

И вот буквально на следующий день пришло приглашение на пресс-конференцию в Сухуме Аднана Озера – директора турецкой животноводческой компании BONTORO FARM, которая занимается этим проектом.

Почему у многих в Абхазии данная новость вызвала живой интерес (ведь где-то в других местах одним животноводческим комплексом больше, одним меньше – разница небольшая)? Объяснение простое: если этот комплекс появится, он будет первым в Абхазии за четверть века.

Аднан Озер: «Абхазия – это необработанный алмаз»
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:43 0:00
Скачать

Разумеется, скотоводство – традиционная сельскохозяйственная отрасль в Абхазии, крупный и мелкий рогатый скот содержит любой рачительный крестьянин. В стародавние времена существовал даже такой обычай: если стадо коз достигало у хозяина тысячи голов, сотню ему нужно было выпустить в лес в знак благодарности соответствующему божеству. Но коровы местной породы мелкие, молока дают мало. Общественное животноводство в советские времена было в Абхазии не очень развитой, убыточной отраслью. Однако существовал и внушительный Гагрский молочный совхоз близ Пицунды, где содержался племенной скот. После войны общественное животноводство в республике так и не удалось возродить. Поэтому дважды запускавшийся Сухумский молзавод (в первый раз он смог проработать недолго) производит молочные продукты из завозимого порошка. И, конечно, многих удручает тот факт, что до сих пор в магазинах Абхазии, ее здравницах присутствует только импортная продукция такого рода.

Бывший премьер-министр республики, председатель Партии экономического развития Абхазии Беслан Бутба еще до того, как он возглавил правительство, несколько раз ездил в Германию и изучал возможность завоза оттуда племенного скота, но что-то там не получилось.

И вот на сей раз возник уже вполне реальный проект комплекса по содержанию крупного рогатого скота в селе Гудава Очамчырского района, на площади 15 гектаров...

Профессионального переводчика на пресс-конференции не было, переводил с турецкого немного владеющий русским языком юрист фирмы. Вот как он перевел слова Аднана Озера, когда тот отвечал на вопрос о планах фирмы, о масштабах задуманного проекта:

«Примерно планирую 500-600 голов. Начать сразу с такого объема не очень приемлемо, и поэтому буду завозить поэтапно – примерно по 150-200 голов».

На вопрос о кормах, директор фирмы сказал, что поначалу собирается завозить их со своего комплекса в Турции, а потом начнут выращивать их в Абхазии. Покупать их у других производителей он не привык:

«Когда мы закупаем корма в других местах, качество не всегда бывает хорошим, поэтому мы не можем рисковать, должны сами здесь корм выращивать».

Аднан Озер рассказал, что занялся этим бизнесом в 2009 году. Фирма работает по методикам животноводов Германии и Австрии. Прежде чем принять решение о строительстве фермы в Абхазии, специалисты фирмы изучили природно-климатические условия, почву. Все оказалось соответствующим той местности в Турции, где успешно действует уже работающий комплекс.

А как возник абхазский проект? По словам Озера, он впервые попал в Абхазию благодаря Щенолу Хутаба – абхазу, репатрианту из Турции, который тоже присутствовал на пресс-конференции. Турецкий бизнесмен сказал:

«Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить господина Щенола за то, что он познакомил нас с Абхазией. В наших глазах Абхазия – это еще не обработанный алмаз».

Пару месяцев назад в животноводческом комплексе фирмы в Турции побывали министр сельского хозяйства Абхазии Даур Тарба и глава администрации Очамчырского района Хрипс Джопуа, ознакомились с его работой и высказали заинтересованность в возведении такого в Абхазии. Рассказав об этом, бизнесмен из Турции отметил, что в Абхазии его тепло приняли представители руководства страны, включая президента и премьер-министра, и он очень ценит такое внимательное отношение к себе.

Пока еще не решено, будет ли это совместное абхазско-турецкое предприятие или фирма подпишет договор с правительством республики. Очевидно, в будущем, если проект заработает на полную мощность, нужно будет построить бойню и цех по переработке молока для поставок продукции на рынок Абхазии, а возможно, и на российский.

После пресс-конференции я поговорил также с министром сельского хозяйства Абхазии Дауром Тарба, уточнил некоторые детали. Он обстоятельно рассказал мне о своих впечатлениях от работы турецкого животноводческого комплекса и подчеркнул, что на нем заняты многие жители окрестных сел. Значит, и в Очамчырском районе, если удастся осуществить задуманное, появится немало рабочих мест для жителей соседних сел.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG