Accessibility links

Протесты в Абхазии: на тонкой грани между социальным и политическим


В минувшее воскресенье в Сухуме на площади Свободы прошел митинг ветеранов Отечественной войны народа Абхазии и других граждан. Но прежде всего надо сказать немного о предыстории этого митинга.

Примерно в таком же составе его участники собирались на той же площади 2 июня. А еще до этого, 28 мая, в интернете был опубликован текст обращения кавалера ордена Леона Астамура Зантария под заголовком «Обращение к жителям Абхазии от Ингура до Псоу, ко всем, кто любит эту страну и считает ее своей Родиной» с призывом прийти на митинг.

В обращении было, в частности, сказано:

«Хочу обратить внимание всех на крайне негативную ситуацию, сложившуюся в стране во всех сферах. Мы все обеспокоены тем, как наши дети будут существовать в нашей стране. Как будут складываться отношения между абхазами и армянами, грузинами и всеми другими национальностями, проживающими в Абхазии...

Скачать

Правоохранительная система, прокуратура, суды в стране не работают, в связи с чем преступность и наркомания процветают. Я приглашаю всех, кто переживает за Абхазию, собраться в пятницу 2 июня в 12 часов дня около входа в здание кабмина по ул. Званба, 9 для обсуждения положения дел и чтобы предпринять попытку разрешить сложившуюся ситуацию мирным путем. Иначе мы, воины Восточного фронта, знаем, как начать войну против общественного зла».

Текст этот вызвал бурное обсуждение и много вопросов интернет-форумчан. Поскольку в абхазском обществе привыкли к тому, что к организации уличных акций (сходов, митингов и так далее) обычно обращается та или иная из двух соперничающих политических элит, многие участники этого обсуждения увидели в нем начало некоей политической кампании и начали гадать, «кто стоит» за Астамуром Зантария. Когда-то, в начале грузино-абхазской войны, он и его родные братья, посмертно удостоенные звания Герой Абхазии, жители села Тамыш, стояли у истоков создания Восточного фронта. В послевоенное время он не воспринимался в обществе как приверженец того или иного политического лагеря, а потому некоторые комментаторы решили, что он представляет некую «третью силу».

Ветераны войны собрались в намеченном месте, некоторое время стояли в коридоре первого этажа здания кабмина и решали, где проводить свое собрание, а затем переместились на площадь Свободы. И тогда, наконец, окончательно прояснилось, что речь идет не об очередной попытке перетягивания политического каната, а об акции с социальными требованиями. Но, прежде всего, Астамур Зантария, в частности, сказал, обращаясь к собравшимся:

«Мы мужчины или кто? Кто в нашем доме хозяин положения? Мы налогоплательщики, мы отцы, мы родители, мы солдаты! И наше правительство должно нас ценить и уважать. Что будем делать дальше? Как жить дальше? Друзья мои! Мы многонациональный народ. У нас есть и свои абхазские проблемы, у них свои армянские проблемы, у тех свои мегрельские. Среди нас проживают русские, евреи, татары... Очень много национальностей. Конечно, я хотел бы видеть здесь всех их представителей, потому что это единая семья, это наша страна. Здесь есть герои среди нас, игнорировать никого невозможно».

Выступавшие на митинге говорили о сложностях с медикаментами, лечением, низком социальном уровне жизни, жилищных и иных проблемах. Вспомнили и о том, что наряду с настоящими ветеранами и инвалидами войны в последние годы появилось и множество примазавшихся с целью получения социальных льгот.

Затем была послана делегация в правительство, и вскоре к участникам митинга, чтобы выслушать их конкретные требования, приехали премьер Беслан Барциц и вице-премьер Беслан Эшба. Первый из них и вел диалог с собравшимися. В частности, прозвучало следующее:

«Вот такие проблемы, которые вы поставили и которые можно снять очень оперативно, я сейчас обозначил... И если кто-то записался в эти списки с фальшивыми документами, что он инвалид и ветеран, вы поможете его изобличить в этом. Вот так я предлагаю.

– Мы не будем делиться на два, на три лагеря. Кто-то третью силу ищет.

– У нас нет права делиться на лагеря».

После того, как руководители правительства уехали, Астамур Зантария дал интервью интернет-изданию «Апсны лайф», в котором высказал весьма жесткие оценки работы властных структур и пообещал, что спустя время ветераны соберутся, чтобы обсудить, как выполняется обещанное им.

«А мне понравилось, – прокомментировал один активный интернет-пользователь. – Все прошло цивилизованно, в рамках закона. Ветераны-инвалиды собрались, высказали свои претензии, пригласили представителей власти, те их выслушали и пообещали решить часть проблем. Решить все проблемы невозможно физически, но их надо решать, чтобы заслуженные люди видели, что их не забыли... Народ должен постоянно тормошить власти, а то они имеют тенденцию впадать в спячку».

И вот ветераны вновь пришли на площадь Свободы. На акции было озвучено и принято заявление из 11 пунктов, адресованное президенту Абхазии Раулю Хаджимба. В нем, в частности, говорится о необходимости создания системы комплексной реабилитации инвалидов войны, усиления их социальной защищенности и улучшения качества жизни, увеличения пенсий, трудоустройства, выделения льготных кредитов для собственного бизнеса ветеранов и инвалидов, а также создания индивидуальных медико-социальных программ для инвалидов, улучшении их жилищных условий и условий в реабилитационных учреждениях, прежде всего в РРЦ г. Гагры, организации государственных программ по лечению гепатита и других тяжких заболеваний.

«Мы понимаем, что эти требования не включены в бюджет 2017 года, и не требуем нарушения бюджетного законодательства», – говорится в заключение заявления

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG