Accessibility links

Государственная собственность. Королевство черной дыры


Государство в той или иной степени участвует в деятельности около 15 тысяч предприятий, содержание которых ложится на плечи налогоплательщиков
Государство в той или иной степени участвует в деятельности около 15 тысяч предприятий, содержание которых ложится на плечи налогоплательщиков

По данным службы аудита, большинство предприятий, находящихся под управлением госструктур, являются убыточными. По итогам прошлого года доходы этих предприятий не превысили 15 миллионов лари, тогда как расходы составили около полумиллиарда лари. По оценкам специалистов, несмотря на три волны приватизации, в руках государства по-прежнему остаются активы общей стоимостью около трех триллионов долларов, которые не включены в экономический оборот.

В обширном отчете службы госаудита за 2016 год есть раздел, оценивающий итоги деятельности госпредприятий. Они на 100% находятся под управлением Национального агентства по управлению госимуществом. В прошлогодний отчет аудита попали только те предприятия, в которых долевое участие государства превышает 50%, а в случае акционерных обществ – 75%. По оценке ведомства, на момент проверки из 125 числящихся на балансе государства предприятий функционировали лишь 52, из них 40 находились в тяжелом состоянии и лишь четыре – в хорошем.

В том же отчете мы читаем, что в 2016 году общая сумма убытков госпредприятий превысила 483 миллиона лари. Только 23 предприятия завершили финансовый год с положительным балансом, причем 80% от полученных 15 миллионов доходов пришлись на долю одной Госаэронавигации.

Государственная собственность. Королевство черной дыры
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:53 0:00
Скачать

По оценкам специалистов, отчет службы аудита затронул лишь видимую части айсберга: по словам Вепхии Гиоргадзе, вице-президента Центра экспертов экономической политики, в аналогичном отчете службы аудита за 2012 год числилось около 1500 предприятий, где доля государства превышала 75%, однако благодаря последующей реорганизации эта цифра была искусственно занижена:

«98% госпредприятий, где в той или иной степени государство находится в доле, являются убыточными, однако со дня обретения независимости государство так и не выставило их на торги. Содержание убыточного сектора экономики – часть порочной политики всех властей: несмотря на огромные убытки, в них исправно выплачивают зарплату и даже премии из госбюджета, и персонал этих предприятий голосует на выборах за «нужные» политические силы. Назначение руководителей этих объектов происходит по непрозрачным схемам, поэтому неудивительно, что большинство этих предприятий не заинтересованы в получении прибыли».

Основываясь на исследовании НПО, Вепхия Гиоргадзе утверждает, что государство в той или иной степени участвует в деятельности около 15 тысяч предприятий, содержание которых тяжким бременем ложится на плечи налогоплательщиков. По мнению эксперта, разорвать порочный круг можно лишь с помощью полной денационализации:

«Несмотря на декларированный курс по интеграции с ЕС, Грузия из постсоветских стран с европейским вектором развития остается единственным государством, в котором большинство активов по-прежнему остаются в ведении государства и никак не включены в экономический оборот. По подсчетам нашей организации, общая стоимость активов превышает три триллиона долларов, которые, несмотря на три волны приватизации, так и не стали достоянием граждан».

В целом Центром экспертов экономической политики подготовлено несколько рекомендаций по разгосударствлению имущества, однако власти пока не спешат с их реализацией, несмотря на обязательства, взятые Грузией в рамках ассоциации с ЕС. Последний мораторий парламента, накладывающий запрет на продажу земли иностранцам, можно считать еще одним шагом в обратном направлении, резюмирует Вепхия Гиоргадзе.

XS
SM
MD
LG