Accessibility links

Грузия и Навальный


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

После целого ряда акций протеста в Москве в грузинских социальных сетях разгорелась нешуточная дискуссия о том, как следует относиться к Алексею Навальному.

Разумеется, среди участников споров нет таких простачков, которые в ближайшие годы (как минимум) могли бы себе представить президентом РФ Алексея Навального. Скорее, имеют место теоретические дебаты о том, какими могут быть изменения в российской политике и насколько конкретный Навальный, случись что, будет лучше конкретного Путина.

В грузинских социальных сетях преобладает мнение, что, как говорится, хрен не слаще редьки. В первую очередь – это массовая уверенность в том, что Навальный не является никаким лидером оппозиции, и на самом деле – он всего лишь марионетка Путина. Вторая причина – это его позиция по территориальным конфликтам как в Грузии, так и в Украине.

В отношении Грузии ему не могут простить поддержки вооруженной интервенции в августе 2008 года, в отношении Украины – его половинчатой позиции по Крыму. Ну, и плюс его явные симпатии к националистам, лозунг «Хватит кормить Кавказ» и т.д.

Что ж, конечно, в этом есть доля истины. Навальный, как любой российский политик, – националист, у которого амбиции идут чуть дальше, чем стать очередной реинкарнацей Валерии Новодворской, вынужден считаться с мнением толпы. А оно таково, что среднестатистического россиянина хлебом не корми, но дай чужую территорию захапать... И не потому, что очень надо, а так, чтобы все вокруг боялись...

И, конечно, без санкции Путина он уже был бы не лидером оппозиции, а главным арестантом страны...

Однако все это никак не свидетельствует о том, что Навальный – агент Кремля, и что если он, сугубо гипотетически, станет главой России, то для Украины и Грузии это будет то же самое, что Путин, только с другого угла.

Конечно, никогда не говори никогда, но у меня есть серьезные сомнения по поводу того, что Навальный – агент Кремля. То, что Путин дает ему время от времени свободу действий, говорит не столько о Навальном, сколько о Путине.

Уверен, что ВВП до последнего момента не будет трогать своего главного оппонента, и те, кто в этом сомневается, недостаточно хорошо изучили натуру президента России. Мнение о том, что он кровопийца, диктатор и современная версия Сталина, – глубоко ошибочно. Путин по своей психологии – гангстер, глава преступной группировки.

Он не будет сажать своего главного оппонента без реальной и безусловной необходимости. Путину, как настоящему мафиози, ни к чему лишнее кровопролитие, репрессии, массовые внесудебные расправы. Зачем? Кому нужны все эти неприятности? Как там было в «Крестном отце»? – «Давайте договоримся, в конце концов, мы же цивилизованные люди, а не коммунисты».

Путин не тронет Навального – до тех пор, пока тот не представляет реальной угрозы его имперской власти. Реальной не на уровне 20 000 демонстрантов в Москве или даже сотен тысяч сторонников в соцсетях, а на уровне миллионов на улице.

«Пускай живет», – сказал Путин и решил отыграться на его брате. В конце концов, те, кто считает Алексея Навального агентом Кремля, пусть не забывают, что его родной брат сидит в тюрьме по-настоящему. А это уже выходит за рамки «карманной оппозиции».

Но это их внутренние дела, российские. Настоящее возмущение в грузинских социальных сетях вызвало то, что он не стал говорить, что вернет Крым Украине, а Абхазию-Осетию – Грузии, соответственно - никакой разницы между ним и Путиным нет.

Это мнение, на мой взгляд, также ошибочное, и оно не учитывает двух факторов: в том, что касается Грузии, многие мои соотечественники искренне не понимают, что проблема актуальная для нас – оккупированные территории на данном этапе, пока Москва занята Украиной и Сирией, не занимают вообще никакого места во внутрироссийской политике.

О чем думает потенциальный избиратель Навального? О коррупции, о казнокрадстве, о хроническом отставании страны от всех международных стандартов как в экономике, так и в политике; о том, что Путин будет держаться за власть до последнего. Ну, самый-самый максимум – об Украине, потому что это происходит здесь и сейчас, и потому что место Украины в сознании россиян в разы выше, чем Грузии.

Грузия не является аргументом во внутриполитических спорах в России. Никто не ахнет от возмущения из-за оккупации Абхазии и ЮО – и не только потому, что все ее поддерживают, а потому, что у многих просто нет никакого четкого мнения по этому поводу. Исходя из этого, и сам Навальный на данную тему высказывается раз в 10 лет...

Кроме того, не следует забывать, что во многом его позиция значительно отличается от официоза – по крайней мере, он заявляет о необходимости оставить в покое Донбасс, и совсем недавно, всего пару недель назад, заявил, что, в случае прихода к власти, не будет финансировать Абхазию и ЮО.

Разве это нельзя считать новым словом в российской политике? А что вы, собственно, хотите? Чтобы к власти пришли Пионтковский и Шендерович? Ну, вообще-то я не против, но вероятность этого в разы меньше, чем в случае с Навальным, хотя и у него шансов практически нет.

Нам пора наконец перестать впадать в крайности и понять – любой российский политик, который хоть на 5% лучше и договороспособнее Путина, – это хорошо и для нас, и для Украины. Просто потому, что это означает вполне конкретные вещи: на 5% меньше прольется крови, на 5% легче будет хотя бы о чем-то договориться, на 5% меньше будет уверенности у абхазов и осетин, на 5% меньше будет хамства Сухуми и Цхинвали в отношении Тбилиси.

Нельзя делать вид, что между полным признанием и полным отказом нет ничего посередине. На самом деле даже небольшой компромисс уже плюс.

Даже самый хороший президент России не даст Грузии покорить оккупированные территории силой. Но если появится президент, который скажет абхазам и осетинам: «Мы, конечно, вас не сдадим, но и бесконечно отмазывать не будем, идите наконец и договаривайтесь о чем-нибудь реальном с грузинами, хватит постоянно на нас рассчитывать» – разве это не увеличит возможности хоть для какого-то компромисса?

Путин – абсолютное зло, с которым можно договориться, только имея за пазухой ядерное оружие. Любой другой президент, который будет меньшим злом, – уже хорошо для нас. Любой президент, который больше будет думать о благополучии собственного народа и меньше о том, чтобы показать средний палец Западу, – уже хорошо для нас. Любой президент, при котором Россия будет играть по более цивилизованным правилам, – уже хорошо для нас.

Конечно, этому не бывать. В обозримом будущем никого, кроме Путина, на московском политическом Олимпе не предвидится. Но споры о Навальном – это в конечном итоге споры не России, а о нас самих и об адекватности нашего, а не их мировосприятия...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG