Accessibility links

Беспризорники, или Особенности национального траффикинга


Согласно информации экспертов, на улицах находятся тысячи детей, а за минувший год был идентифицирован лишь один случай принудительного труда
Согласно информации экспертов, на улицах находятся тысячи детей, а за минувший год был идентифицирован лишь один случай принудительного труда

Доклад Госдепартамента США, посвященный ситуации с траффикингом, затронул и Грузию. Хотя страна сумела сохранить свои позиции в борьбе с торговлей людьми, но до решения проблемы далеко. Более того, пока власти говорят о положительных моментах, обозначенных в документе, правозащитники указывают на бесконтрольную ситуацию в детском сегменте.

Грузия соответствует минимальным стандартам, но остается в зоне риска. В ежегодном докладе американского Госдепартамента, посвященном проблеме торговли людьми, отмечается: несмотря на то, что правительство прилагает усилия для снижения уровня траффикинга, тем не менее страна остается «источником поставки, страной транзита и пунктом назначения для женщин и девушек в сфере секс-торговли и принудительного труда для мужчин, женщин и детей».

«Действия правительства отвечают минимальным стандартам, но власти не усиливают антитраффикинговое законодательство и выявляют все меньше жертв траффикинга. Трудовая инспекция осуществляет деятельность с непрозрачным мандатом, действует запрет на расследование в отношении работодателей. Выявление жертв (траффикинга) остается на очень низком уровне, особенно в отношении эксплуатации детей на улице. В частности, это касается принуждения к попрошайничеству и детской преступности».

Беспризорники, или Особенности национального траффикинга
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:07 0:00
Скачать

В отчете отмечается, что были случаи, когда полиция отказывалась от расследования таких дел на основании того, что, согласно действующим в Грузии нормам, попрошайничество не является нарушением прав детей.

Руководительница НПО «Партнерство за права человека» Анна Абашидзе указывает на то, что в отчете Госдепартамента очень четко сказано:

«Если в отношении ситуации с траффикингом в целом более или менее наблюдается какой-то прогресс, то это абсолютно не касается проблемы детей. То есть наиболее незащищенной категории граждан. И мы уже который год пытаемся обратить внимание государства на то, что происходит на улицах, я имею в виду эксплуатацию детского труда, когда детей, в частности, заставляют просить милостыню. Это не проблема социально незащищенных детей, это в большей степени связано с траффикингом. Но, к сожалению, к нам не прислушиваются».

В документе также указывается, что подневольных рабочих в буквальном смысле продают в Турцию, Ирак, Россию, Азербайджан и другие страны. А женщин из Грузии с целью сексуальной эксплуатации вывозят преимущественно в Турцию. Следом идут Китай, Египет, Греция, Россия, Украина и Объединенные Арабские Эмираты. Одновременно женщины из Азербайджана и Центральной Азии в туристических зонах Аджарского региона становятся жертвами принудительной проституции.

Но есть в отчете и положительные моменты. Из трех групп стран, определяемых Госдепом в соответствии с их усилиями по борьбе с торговлей людьми, Грузия в первой – это высшая категория, которая подразумевает, что правительство страны предпринимает усилия, чтобы решить проблему траффикинга. И именно это, по мнению заместителя министра внутренних дел Шалвы Хуцишвили, заслуживает наибольшего внимания:

«В отчете Грузия по-прежнему остается в так называемой первой корзине, то есть заслуживает наиболее высокой оценки. Как страна, действующая наиболее эффективно с точки зрения борьбы с траффикингом. Также в отчете указывается на сотрудничество между правоохранительными органами и трудовой инспекцией и мероприятия, которые проводят власти с целью борьбы с траффикингом».

Уголовный кодекс Грузии действительно предусматривает довольно строгое наказание за траффикинг – до 20 лет лишения свободы, что соответствует американским стандартам. Также отмечено, что Грузия достигла прогресса в защите лиц, ставших его жертвами, обеспечив убежище, психологическую, медицинскую и юридическую помощь, материальную компенсацию и так далее. Но при этом власти ничего не делают в плане превенции траффикинга среди детей, говорит Анна Абашидзе:

«На улицах находятся тысячи детей, а за минувший год был идентифицирован лишь один случай принудительного труда. И в отчете отмечен очень важный момент: законодательство нуждается в улучшении, особенно в той части, которая касается упрощения идентификации таких случаев. И второе – необходимость усиления функций аппарата Народного защитника. В частности, предоставление омбудсмену возможности проводить расследования по фактам траффикинга. Но, к сожалению, сейчас это, видимо, не является приоритетом для властей, что идет на пользу тем, кто занимается траффикингом».

Информации о ситуации с торговлей людьми на территориях, неподконтрольных официальному Тбилиси – в Абхазии и Южной Осетии, – нет. Но вынужденные переселенцы из этих регионов находятся в группе высокого риска. Также среди наиболее уязвимых групп население граничащих с Турцией регионов – Аджарии и Самцхе-Джавахети. При этом торговля людьми – один из наиболее прибыльных криминальных бизнесов. Согласно статистике ООН, ежедневный доход от траффикинга по всему миру составляет от 20 до 40 миллионов долларов США.

XS
SM
MD
LG