Accessibility links

Как «растрясти» югоосетинские СМИ?


Часть журналистов считает, что югоосетинские СМИ можно «растрясти», только пустив их в «свободное плавание»
Часть журналистов считает, что югоосетинские СМИ можно «растрясти», только пустив их в «свободное плавание»

Государственные СМИ Южной Осетии в ожидании перемен. О планах по их реформированию, как правило, заявляет каждая новая власть.

Каждая новая власть в своих предвыборных обещаниях непременно делает акцент на СМИ, свободе слова, планах по улучшению ситуации в государственных газетах, на радио, телевидении. Редкие прорывы, как правило, заканчиваются разочарованием, а журналисты продолжают задавать вопросы: как преодолеть состояние застоя и сделать СМИ интересными и, самое главное, популярными среди аудитории?

Директор государственной радиостанции «ИР» Алан Цховребов, считает, что югоосетинские СМИ можно «растрясти», только пустив их в «свободное плавание». Он вспоминает о том, как пару лет назад премьер-министр Южной Осетии Вадим Бровцев предлагал перевести все государственные средства информации на самообеспечение, создавать ГУПы (государственные унитарные предприятия), которые, используя материально-техническую базу государства, научатся наконец зарабатывать деньги:

Как «растрясти» югоосетинские СМИ?
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:44 0:00
Скачать

«Я считаю, что это был правильный шаг, хотя все взвыли: «Мы умрем от голода, так нельзя, нас надо кормить». Люди не привыкли зарабатывать и делать СМИ интересными, продаваемыми. То есть СМИ должны стать бизнесом. Я считаю, тогда ситуация изменится. Они станут популярными и не будут, как сейчас считается, не то чтобы выполнять приказы власти, они не будут прислуживать власти, потому что сейчас никаких серьезных критических материалов ожидать не приходится, никаких объективных материалов, потому что государство тебя кормит и полностью содержит, и как-то неприлично и неэтично критиковать любого из чиновников. Я думаю, правильным будет отпустить СМИ в максимально свободный полет.

– Как вы думаете, это может произойти?

– Думаю, нет, потому что не только эта власть, но и любая другая власть, которая у нас была, любая команда опасается того, что СМИ вдруг станут свободными, начнут их критиковать и замечать те огрехи, те неправильные решения, которые они могут принимать».

У нас маленькое общество, продолжает Цховребов, и, как правило, ни одно событие не остается без внимания. Только СМИ, которые зачастую о них молчат, теряют авторитет среди аудитории.

Новый глава Государственного комитета информации и печати Мария Котаева заявила «Эху Кавказа», что глобальных реформ в югоосетинских СМИ пока не планируется, но есть отдельные идеи, в том числе по реорганизации самого ведомства. Начать их реализацию она намерена с возвращения под крыло Госкомитета единственного информационного агентства Южной Осетии – «РЕС». Мария Котаева, которая имеет солидный опыт работы, в том числе в негосударственных СМИ, считает, что на сегодня югоосетинским СМИ не хватает главного – свободы:

«Наверное, ни для кого не секрет, что долгое время одна власть сменялась другой и каждая из них считала необходимым нивелировать прорехи в работе, отдавая приказы пока министру печати и информации, тот, в свою очередь, отдает указания редакторам. Редактор тоже считает своей обязанностью и необходимостью вогнать журналистов и информационную политику в жесткие рамки. Настолько жесткие, что действительность отображается словно через «сарафанное радио», и на этом строится мнение общественности, в то время как СМИ не могут обеспечить объективную подачу информации. Поэтому они и стали непопулярными среди читателя и зрителя. И на сегодняшний день у государственных СМИ нет доверия читателя. Поэтому он начинает искать посторонние ресурсы, негосударственные, и черпать информацию оттуда. Соответственно, свое мнение он формирует на статьях и материалах других ресурсов. Поэтому я считаю, что первой и самой главной задачей государственных средств массовой информации должно стать возвращение доверия читателя».

Котаева трезво оценивает и ситуацию с профессиональными кадрами. Она считает важным использовать весь профессиональный кадровый резерв, вне зависимости от политических симпатий или антипатий:

«Безусловно, любой лидер, любой президент приходит со своей командой, и это нормально. Ближайшее окружение президента должно быть сформировано из его надежных людей. Но представьте себе, что если каждый новый президент будет менять не только свое ближайшее окружение, которое в целом формирует внутреннюю и внешнюю политику государства, но будет менять руководителей не самых, скажем так, высоких должностей, это не приведет к тому, что работа будет нормально налажена. То есть телевидение, газеты и остальные СМИ – это та сфера, где человек должен учиться этой работе. И если директор телевидения или редактор, назначенный пять лет тому назад, сумел наладить работу, отношения с коллективом, работает, и если нет альтернативы лучшей, а сегодня у нас сложно, с кадрами у нас большая проблема, то менять их под предлогом того, что у каждого президента должна быть своя команда, не есть хорошо. Ожидаемых плодов это может не дать. Возможно, может быть хуже, возможно, что работа, налаженная за определенный срок, может пошатнуться. И во всех кадровых изменениях нужно учитывать риски и думать: сумею ли я всеми этими изменениями добиться конечной цели - улучшить работу?»

О будущем югоосетинских СМИ я пыталась поговорить сегодня еще с двумя опытными журналистами государственных изданий. От записи на диктофон они отказались. Один из моих собеседников признался, что последние назначения Анатолия Бибилова «убили в нем веру в перемены», другой отмахнулся по той же причине. Что касается Марии Котаевой, которую прекрасно знают в журналистской среде, то мои коллеги уже делают ставки: как долго человек, который пытается вдохнуть новую жизнь в старые СМИ, продержится на своем посту?

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG