Accessibility links

Эдуард Кокойты: «В августе 2008-го уже не ставился вопрос о конфедеративных отношениях»


После августовской войны, 26 августа 2008 года, президент Дмитрий Медведев подписал указы о признании независимости Абхазии и Южной Осетии
После августовской войны, 26 августа 2008 года, президент Дмитрий Медведев подписал указы о признании независимости Абхазии и Южной Осетии

Экс-президент Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил «Эху Кавказа», что в августе 2008-го вопрос о конфедеративных отношениях с Грузией не ставился. По его словам, эта идея предлагалась ему и президенту Абхазии Сергею Багапшу задолго до августовской войны – в 2006 году. Кокойты отмечает, что «предложение сопровождалось весьма твердыми методами убеждения».

В интервью РИА Новости бывший премьер-министр и министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба рассказал о событиях, предшествовавших признаю Абхазии и Южной Осетии в 2008 году. По его словам, главам Абхазии и Южной Осетии Сергею Багапшу и Эдуарду Кокойты президент России Дмитрий Медведев предлагал создать конфедеративный союз между Осетией и Абхазией с возможностью дальнейшего присоединения к ней Грузии. Шамба отметил, что МИД России подготовил проект конфедеративного союза и передал его для ознакомления Багапшу и Кокойты, однако Абхазия и Южная Осетия сочли данное предложение неприемлемым и отказались от него.

«Эху Кавказа» удалось получить комментарий экс-президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты, который передал его через своего представителя:

Скачать

«Идея о конфедерации с Грузией, не скрою, предлагалась мне и Сергею Васильевичу Багапшу задолго до августа 2008 года. Точнее, в 2006-м. Предложение это сопровождалось весьма твердыми методами убеждения. Мной был дан такой ответ, что, несмотря на недавно полученный повторно мандат от народа Южной Осетии, когда на выборах президента РЮО за меня проголосовало 96%, я не имею права отступать от мнения еще большего количества избирателей – 99%, которые тогда же проголосовали за сохранение независимого статуса Южной Осетии. После войны в августе 2008-го уже не ставился и не мог ставиться вопрос о конфедеративных отношениях со страной-агрессором. Дмитрий Анатольевич Медведев сам в те дни отметил, что знает наше с Сергеем Васильевичем мнение и волеизъявление наших народов и подписывает указы о признании государственного суверенитета Южной Осетии и Абхазии».

Сергей Шамба в интервью РИА Новости так вспоминает реакцию тогдашнего главы МИД Южной Осетии Мурата Джиоева на переговорах в Москве:

«Присутствовавший там глава МИД Южной Осетии Мурат Джиоев сказал, что если Кокойты это подпишет, то ему лучше не возвращаться в Осетию... На другой день мы вновь провели встречу в российском МИДе и вновь сказали, что нас это не устраивает».

В интервью РБК Мурат Джиоев не смог вспомнить, что этот вопрос обсуждался на правительственном уровне:

«Я тогда также работал главой МИДа, и, честно говоря, я не помню, чтобы нам кто-то на серьезном уровне предлагал подобные проекты конфедерации с Абхазией после августа 2008 года, ни тем более с Грузией. Ничего такого не могу подтвердить».

«Эхо Кавказа» связалось сегодня с Муратом Джиоевым, однако он отказался от комментариев, сославшись на то, что «находится в отпуске, не может и не хочет ничего комментировать».

Действующий глава внешнеполитического ведомства Южной Осетии Дмитрий Медоев также не стал комментировать слова Сергея Шамба:

«Мне трудно об этом говорить, так как я не был участником этих переговоров».

Югоосетинский эксперт Юрий Вазагов считает, что если бы высшее руководство России всерьез рассматривало вопрос конфедерации, то президент Дмитрий Медведев не принял бы 26 августа 2008 года кардинально противоположное решение:

«Что касается проекта конфедерации, о котором упомянул Сергей Шамба, то ни для кого не секрет, что в определенных политических кругах России подобное мнение и тогда существовало, и сейчас существует. Но вопрос судьбы Южной Осетии и Абхазии решался на уровне высшего руководства России, где на тот момент созрело решение в свете грузинской агрессии и тех зверств, которые были совершены по приказу президента Грузии Михаила Саакашвили в отношении граждан России в РЮО и российских миротворцев. И тогда руководство России в лице президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина приняло единственно оправданное, обоснованное решение. В соответствии с национальными интересами и в целях сохранения стабильности на Кавказе – признать независимость Абхазии и Южной Осетии... Если бы президент Российской Федерации Дмитрий Медведев всерьез был настроен предлагать конфедерацию Абхазии и Южной Осетии, то через две недели не принял бы совсем другое решение».

Напомним, что после августовской войны, 26 августа 2008 года, президент России Дмитрий Медведев подписал указы о признании Россией независимости Абхазии и Южной Осетии.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG