Accessibility links

Депутаты-предприниматели, или Как совместить несовместимое


На основании официальных данных, установлено, что из 150 депутатов грузинского парламента 51 владеет долями в бизнесе
На основании официальных данных, установлено, что из 150 депутатов грузинского парламента 51 владеет долями в бизнесе

Грузинские депутаты активно занимаются бизнесом – во всяком случае, об этом говорят данные исследования, проведенного правозащитниками и НПО. Если верить опубликованной информации, народные избранники успешно совмещают несовместимое.

Миллионные доходы параллельно с законотворчеством – по данным исследования авторитетной неправительственной организации «Международная прозрачность – Грузия», треть депутатов грузинского парламента занимается предпринимательской деятельностью. При этом самые высокие доходы у представителей правящей партии «Грузинская мечта». По словам директора НПО Эки Гигаури, многих народных избранников не особо беспокоят собственные обязательства перед избирателями, и они легко «забывают» указать в декларациях о доходах поступления от параллельной предпринимательской деятельности:

«Члены парламента Грузии заполняют декларации не полностью. Специально не вносят информацию о своих бизнес-активах. Потому что, наверное, думают, что никто на это не отреагирует. В том случае, если лицо находится на исполнительной должности и в то же самое время может лоббировать собственный бизнес, реакцией на это может быть и прекращение полномочий. Но очень важно, чтобы сначала комитет по процедурным вопросам изучил все это и реагировал в соответствии с тем, насколько серьезным является нарушение. Также следует отметить, что владение долей в каком-либо бизнесе не является преступлением. Просто наши граждане должны знать, представителями какого бизнеса являются наши депутаты».

Депутаты-предприниматели, или Как совместить несовместимое
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:55 0:00
Скачать

На основании официальных данных, изученных специалистами организации, было установлено, что из 150 депутатов парламента Грузии 51 владеет долями в бизнесе. В частности, самые высокие доходы за последний год получили депутаты от правящей партии Кахабер Окриашвили – 17 миллионов 429 тысяч лари, Григол Микеладзе – 1 миллион 185 тысяч и Элгуджа Гоциридзе – более 1 миллиона лари.

При этом незадекларированные бизнес-активы, по информации НПО, обнаружились у 16 парламентариев. 14 из них – представители большинства. Но они уверяют: предпринимательская деятельность осталась в далеком прошлом. Говорит член парламента от «Грузинской мечты» Сосо Макрахидзе:

«Я действительно был директором фирмы, но снял с себя полномочия до того, как стал парламентарием. А то, что они утверждают, будто у меня есть доля, так это было в 1997 году. С тех пор не было даже оборота, и мы просто забыли упразднить фирму».

Еще двое скрывающих, по данным исследования, свои доходы – депутаты от оппозиционного «Альянса патриотов». В их числе – баллотирующаяся на пост мэра Тбилиси вице-спикер Ирма Инашвили. Она никак не комментирует информацию. А вот ее товарищ по партии Георгий Ломия полностью отрицает, что имеет отношение к бизнесу:

«Я был генеральным директором «Лиги спортсменов Грузии», но уже давно не занимаю этот пост. Дело в том, что до начала парламентской деятельности мы все проверили, и я не числился директором ни одной компании».

Самыми большими бизнес-активами владеет депутат от «Грузинской мечты» Ивлиане Цулая. Он имеет доли в 31 частной компании, по 13 компаний на счету у его коллег Нино Цилосани и Кахабера Окриашвили. При этом некоторые законодатели не просто владеют долей, но и непосредственно управляют своими активами. В частности, девять парламентариев зарегистрированы как директора. Семеро из них – представители «Грузинской мечты», в том числе глава фракции правящей партии Мамука Мдинарадзе, двое других – от оппозиционных партий «Альянс патриотов» и «Европейская Грузия». Представитель последней Мамука Чиковани уверяет, что перед законом он чист:

«Я не осуществлял никакой деятельности с момента основания компании, то есть с 2014 года. Никакой финансовой активности в этой компании не велось. Я не получал зарплаты как таковой. Соответственно, в этой организации нет никакого документа с моей подписью. Но, как только я стал депутатом, согласно требованиям закона, я должен был быть освобожден с поста директора. Я обратился с таким заявлением к учредителю. Честно говоря, я уже не знаю, как привести учредителя в Службу гражданского реестра для осуществления соответствующих действий».

При этом, по словам парламентского секретаря НПО «Международная прозрачность – Грузия» Лики Саджая, дело не в том, что депутаты имеют доли в бизнесе, а в том, что они совмещают законотворческую деятельность с управлением бизнес-активами. А это уже противозаконно:

«Согласно грузинскому законодательству, членам парламента не запрещается владеть долей в бизнесе. Но они не должны непосредственно управлять компаниями, не должны быть директорами в компаниях. В данном случае есть нарушения у девяти членов парламента. Это представители партий «Грузинская мечта», «Европейская Грузия», «Альянс патриотов». Это прямое нарушение закона, и вопрос должен быть изучен комитетом по процедурным вопросам, который передаст дело на рассмотрение в парламент. И, возможно, встанет вопрос о преждевременном прекращении полномочий этих депутатов».

Согласно УК Грузии, непредставление декларации об имущественном положении или внесение в декларацию неполных или неверных данных наказывается штрафом или общественно полезным трудом на срок от ста двадцати до двухсот часов с лишением права занимать государственные должности или заниматься государственной деятельностью на срок до трех лет. При этом, в случае осуществления предпринимательской деятельности депутатом, высший законодательный орган обязан рассмотреть вопрос досрочной приостановки его полномочий.

XS
SM
MD
LG