Accessibility links

Черные списки и репутационные риски


ПРАГА---Прокуратура Азербайджана объявила в межгосударственный розыск четырех граждан Турции за то, что они без разрешения Азербайджана посетили Нагорный Карабах. После истории с блогером Александром Лапшиным, переданным Белоруссией Азербайджану, это приходится воспринимать всерьез и турецкому правительству, которое предостерегло своих граждан, побывавших в Карабахе, от неосмотрительных путешествий по миру. Новую практику Баку мы обсудим с руководителем Общества гуманитарных исследований Азербайджана Авазом Гасановым.

Вадим Дубнов: Члены турецкой делегации, которая посетила Карабах, сейчас говорят с некоторым беспокойством о своих возможных путешествиях по миру, предполагая, что возможна экстрадиция по запросу Азербайджана. Насколько это действительно стало серьезным после случая с (Александром) Лапшиным?

Аваз Гасанов: Знаете, до ареста Лапшина никто не ожидал, что азербайджанское правительство может кого-то арестовывать через третью страну и судить в Баку. До этого они включали людей в черный список, и для многих туристов, журналистов или политиков этот черный список стоял как дамоклов меч над головой, они знали, что это означает, что они не могут въехать в Азербайджан – это может грозить им непрогнозируемыми последствиями. Но арест Лапшина показал, что власти на самом деле очень серьезно над этим работают, они не только включают людей в черный список, но и требуют у дружеских стран их выдачи.

Черные списки и репутационные риски
please wait

No media source currently available

0:00 0:07:46 0:00
Скачать

Турция в этом плане может быть исключением, потому что не будет выдавать своих граждан Азербайджану, даже если он этого потребует. Но, допустим, если они посетят какие-то другие страны – Белоруссию, Украину, Молдавию, Туркмению и т.д., – Интерпол запросто может их выдать Азербайджану. Между Турцией и Азербайджаном это может обернуться большим скандалом, поэтому власти Турции постараются оберегать своих граждан, – конечно, защищать их они не будут, но предупредят, что они стали невыездными.

Вадим Дубнов: А что, Интерпол может всерьез заинтересовать статья о пересечении границы Карабаха? На каком основании Интерпол пойдет навстречу Азербайджану?

Аваз Гасанов: Конечно, основная статья, которая им инкриминируется, – это пересечение границы, но сейчас стали говорить о том, что им может быть инкриминирована статья о защите терроризма и сепаратистов. Конечно, они не являются клиентами Интерпола, но в дальнейшем, может быть, Азербайджан на самом деле может их убедить. В основном, естественно, речь идет не о каких-то законных рамках, а о договоренностях между дружескими странами. Арест Лапшина из Белоруссии был неожиданностью для многих, но все-таки это же удалось. То, что азербайджанского журналиста правоохранительные органы Азербайджана выкрали в Грузии, тоже является доказательством того, что никакой гарантии нет – не только у граждан других стран, но и у самих граждан Азербайджана.

Вадим Дубнов: Азербайджан несет какие-то репутационные риски? Если говорить о дружеских странах, скажем, Белоруссии и части постсоветского пространства, – это одно, но турецкие власти говорят, что их граждане боятся ехать, к примеру, в Ливан…

Аваз Гасанов: У Азербайджана, конечно, оставалось не так уж много вариантов, потому что Азербайджан не принял закон об оккупированных территориях, как это было в Украине, в Грузии. Но азербайджанские власти поступили иначе – они объявили черный список. Армяне очень свободно приглашают, кого хотят, в наши оккупированные регионы и проводят там показательные конференции, выступления и еще этим хвастаются. Естественно, Азербайджану важна не репутация перед мировым сообществом, а представление интересов Карабаха, что они не смогли свободно завлечь людей на разные семинары и конференции. Я думаю, именно в этом вопросе Азербайджан мало обращает внимания на свою международную репутацию.

Вадим Дубнов: Как показало расследование газеты The Guardian, Баку готов тратить большие деньги на свою репутацию, – почему здесь он так рискует?

Аваз Гасанов: Знаете, именно в вопросе Карабаха власть может многое сделать, и если будут потрачены какие-то неконтролируемые деньги, задействованы какие-то политические влияния, – это, конечно, наше население мало интересует. Вот возьмите Рамиля Сафарова, – всем понятно было, какими путями и методами Азербайджану удалось вернуть его в страну.

Вадим Дубнов: Рамиль Сафаров – это военнослужащий, который зарубил армянского коллегу на учениях НАТО в Будапеште…

Аваз Гасанов: Да, его Будапештский суд осудил. Долгое время, видимо, в каких-то дипломатических и политических кругах шла работа, и за определенные обещания в каких-то проектах им удалось Рамиля Сафарова, который зарубил армянского офицера в Будапеште, вернуть в Азербайджан. Население у правительства не спрашивало, каким образом его вернул Баку, – все были довольны, это добавило плюсов имиджу правительства и самого Ильхама Алиева. Поэтому в вопросе Карабаха, я думаю, что Ильхам Алиев может сделать все, что угодно, потратить уйму денег, и это людей будет мало волновать. Статья в The Guardian интересует больше оппозиционеров и, может быть, недовольную часть населения, но никто из обычного населения на эту статью не обратил внимания. А вот какими-то заявлениями или слушаниями по Карабаху, какими-то решениями или успехами в карабахском вопросе властям легко удается затмить любое обвинение. Я думаю, это большая дилемма азербайджанского общества.

XS
SM
MD
LG