Accessibility links

Расколотая сцена


Наружу вырвалось то, что уже, видно, немало времени зрело в коллективе Абхазского государственного драмтеатра
Наружу вырвалось то, что уже, видно, немало времени зрело в коллективе Абхазского государственного драмтеатра

На этой неделе представители двух групп в коллективе Абхазского госдрамтеатра имени Самсона Чанба обменялись острыми полемическими выпадами в СМИ. В понедельник на брифинге троих театральных деятелей председатель художественного совета театра Роман Сабуа зачитал заявление дирекции и художественного совета театра с обвинениями в адрес худрука театра Валерия Кове. Заголовок публикации одного из СМИ о брифинге был весьма броским: «Руководство Абхазгосдрамтеатра: провокация Кове ведет к расколу». Уже на следующий день сторонник Кове известный абхазский актер, председатель Союза кинематографистов Абхазии Кесоу Хагба дал интервью ряду СМИ, в которых изложил альтернативную точку зрения.

В итоге вырвалось наружу то, что уже, видно, немало времени зрело в театральном коллективе. В начале лета я рассказывал на «Эхе Кавказа» о первой за всю историю поездке Абхаздрамтеатра в Турецкую Республику и выступлении его там со спектаклями перед потомками абхазских махаджиров. И по каким-то косвенным признакам почувствовал на пресс-конференции, посвященной этой поездке, а потом и в ходе интервью с одним из режиссеров театра, что «неладно что-то в Датском королевстве». Во всяком случае, имя бессменного на протяжении трех десятков лет художественного руководителя театра Валерия Кове старательно обходилось. Мне тоже не хотелось педалировать тему конфликта, о котором начал догадываться. Ведь подобных расколов и так хватает в нашем обществе, к тому же в моей памяти совершенно не изгладились воспоминания о расколе коллектива того же Абхаздрамтеатра. Это происходило около трех десятков лет назад, до распада СССР и грузино-абхазской войны, и связано было с приходом в театр режиссером того же Кове, который ранее был известен как молодой талантливый абхазский актер. Тогда театр покинули «не сработавшиеся» с ним актеры Софа Агумаа, Ирина Когония и другие. Этот конфликт продолжался и после войны, оставшиеся вне театра пытались в него вернуться, но Кове занял жесткую позицию.

Расколотая сцена
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:48 0:00
Скачать

И вот теперь – новый конфликт, уже с другими членами театрального коллектива, с новым его поколением. С 20 по 27 ноября в Северной Осетии проходил международный театральный фестиваль «Сцена без границ». Роман Сабуа так сказал на брифинге о произошедшем в связи с ним:

«На этот фестиваль официально был приглашен Абхазский государственный драматический театр имени Чанба со спектаклем «Дом Бернарды Альбы» Гарсиа Лорки в постановке режиссера Мадины Аргун. Именно этот спектакль был указан в приглашении. Однако спектакль так и не попал на фестиваль. Художественный руководитель театра Валерий Кове, узнав, что приглашение пришло на спектакль режиссера Мадины Аргун, подключив связи, повлиял на решение организаторов фестиваля и добился того, чтобы «Дом Бернарды Альбы» был заменен на спектакль «Пешком» Славомира Мрожека в его постановке».

В итоге существует два приглашения на один фестиваль, сказал Сабуа, что по правилам мероприятия недопустимо. В связи с нестандартной ситуацией руководство страны приняло решение об отказе от участия Абхазского госдраматеатра имени Чанба в фестивале «Сцена без границ». Художественный совет театра придерживался такого же мнения. Но в нарушение правил творческо-административного порядка и трудового законодательства, без согласования с Министерством культуры и дирекцией театра художественный руководитель Абхазского драмтеатра Валерий Кове 23 ноября самовольно вывез часть труппы театра на фестиваль во Владикавказ, тем самым сорвав официальный график спектаклей и репетиций театра. Так, были отменены запланированные спектакли на 25-26 ноября «Пастух и кот» по мотивам абхазских сказок, на 28 ноября «Дом Бернарды Альбы», на 29 ноября «Тот, кто свел царя с ума», а также сорваны два запланированных показа спектакля «Дом Бернарды Альбы» для более двухсот зрителей Гудаутского и Очамчырского районов.

«При этом спектакль «Пешком» по пьесе Славомира Мрожека не входит в число репертуарных спектаклей Абхазского театра. «После показа в 2016 году спектакля «Пешком» в постановке Валерия Кове художественный совет предложил включить спектакль в текущий репертуар театра. На что Кове ответил требованием выдать ему гонорар в размере пятисот тысяч рублей. Но на сегодняшний день по действующему законодательству Республики Абхазия нет положения, регулирующего выплату гонораров творческих работников, и нет прецедентов выплаты гонораров в размере нескольких сот тысяч рублей», – сказал Сабуа.

Между тем на международном театральном фестивале «Сцена без границ» в Северной Осетии спектакль «Пешком» в постановке Валерия Кове получил один из главных призов – «Лучший актерский ансамбль», а на международном театральном фестивале «Южная сцена» в Нальчике , который проходил с 20 по 25 ноября, – главный приз «За лучший спектакль», а Бенар Кове получил приз «Дебют молодого актера»

Опубликовав в своем последнем номере от 28 ноября тассовскую информацию об успехе спектакля в столице Кабардино-Балкарии, выходящая в Сухуме газета «Новый День» в послесловии сообщила:

«Несмотря на то, что спектакль получил официальное приглашение задолго до начала театрального праздника, окончательное, четкое, понятное и своевременное решение об участии в престижном форуме сверху так и не было спущено… В силу ряда причин наши инстанции не выделили даже минимального финансирования, деньги на дорогу участникам спектакля пришлось собирать по друзьям и знакомым. Так что можно смело сказать, что до фестиваля в братских республиках они добирались как бы пешком».

Едва вернувшись в Сухум из поездки на Северный Кавказ, игравший в спектакле Кесоу Хагба рассказал в интервью следующее. Кове неоднократно ездил на эти фестивали с другими своими спектаклями и удостаивался гран-при. Поэтому, говорит Хагба, я понимаю, почему его пригласили. Кове согласился, и на его имя прислали приглашение как художественному руководителю. И продолжает:

«Когда начались переговоры, из Абхазского театра позвонили и сказали: не надо вести переговоры с Кове и не надо его приглашать, так как его спектакля нет в репертуаре. И самого его нет. Но тогда из Владикавказа прислали два приглашения – и Валерию Михайловичу, и на другой спектакль».

По словам Хагба, уже три года вокруг художественного руководителя театра Кове создаются ситуации для того, чтобы он сам ушел. Снять его тяжело. Он слишком известен, и не только в Абхазии. За 25 лет руководства он добился того, чтобы Абхазский театр считался одним из лучших театров Кавказа. Ситуация абсурдная. Когда открывали новый, 87-й сезон, в перечне не оказалось ни одного спектакля Кове. Это они объясняют тем, что Кове потребовал 500 тысяч рублей. Но это настолько непорядочно... По мнению Хагба, в администрации Абхазского драмтеатра есть намерение сделать режиссерскую коллегию, упразднив должность художественного руководителя. Понятно: если не дотягиваешься профессионально до Кове, надо его опустить до своего уровня. В данном случае, чтобы все режиссеры были равные. Начинают строить отношения с Кове не на основе его профессионального уровня. Как они говорят: «Он плохой человек, но хороший режиссер». Дирекция Абхазского госдрамтеатра хочет, чтобы Валерий Кове ушел с должности художественного руководителя.

По словам Хагба, чтобы выйти из сложившейся ситуации, была идея создать «Мастерскую Кове». «Мы, – говорит он, – предложили министру, премьер-министру, советнику президента по культуре, когда такая ситуация сложилась, создать при Абхазском театре «Мастерскую Кове». Нам сказали: делить театр не будем... У нас любой может стать депутатом, министром, да кем угодно. Но стать режиссером – это узкопрофессиональная специальность. Кове из-за того, что он профессиональный режиссер, многих раздражает. Надо избавиться от него, потому что он не тамада, в политической и общественной жизни не участвует, на похороны и свадьбы редко ходит, умеет и знает только одно – делать классные спектакли. Я понимаю, если бы не было Кове, поехали бы другие. А Кове будут приглашать на фестивали, пока он есть и ставит спектакли. Этим надо гордиться и с уважением относиться к нему как к профессионалу».

Конечно, театральными расколами никого не удивишь. Людям старшего поколения хорошо памятна история раздела в 80-е годы МХАТа между двумя группами во главе с Ефремовым и Дорониной – прекрасным актерским дуэтом в кинофильме «Три тополя на Плющихе». Так или иначе, но сегодня в Абхазии такая ситуация, что люди удивляются полным залам, которые собирает сухумский Русдрам им. Фазиля Искандера, и с грустью думают о разборках, борьбе амбиций и выяснениях отношений в Абхазском драмтеатре, который проводит свой уже 87-й сезон.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG