Accessibility links

2018: Грузия в стратегии национальной безопасности США


Дональд Трамп
Дональд Трамп

В Грузии внимательно изучили обнародованную президентом США Дональдом Трампом стратегию национальной безопасности США за 2018 год. В документе говорится и о Грузии. Страна как стратегический партнер США и ранее упоминалась в документе, но, как отмечают грузинские политики и наблюдатели, на этот раз совсем по-другому.

Что хочет сказать Белый дом новой стратегией национальной безопасности США, сформулировал сам президент Дональд Трамп:

«Со стратегией, которую я объявляю сегодня, мы заявляем, что Америка находится в состоянии игры, и Америка собирается побеждать». И еще: «Наша стратегия состоит в том, чтобы продвинуть американское влияние в мире. Это начинается с наращивания нашего богатства и силы у нас в доме. Америка будет лидировать вновь. Мы не стремимся никому навязывать свой образ жизни, но мы будем защищать свои ценности без извинений. Суверенные и независимые страны, которые уважают своих граждан и своих соседей, это и есть будущее, которое мы желаем этому миру. Мы хотим, чтобы сильные союзы и партнерства основывались на сотрудничестве и взаимности».

2018: Грузия в стратегии национальной безопасности США
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:47 0:00
Скачать

Но на этом пути администрация президента Трампа видит препятствия:

«Мы также сталкиваемся с соперничающими державами, Россией и Китаем, которые стремятся бросить вызов американскому влиянию, ценностям и богатству. Мы попробуем выстроить отличное партнерство с этими и другими странами, но таким образом, чтобы наши национальные интересы были всегда защищены».

Здесь президент Трамп обозначил сферы, которые могут сблизить Вашингтон и Москву. Это борьба с терроризмом (в качестве примера он привел предотвращение крупного теракта в Санкт-Петербурге, которое стало возможным благодаря разведывательным данным ЦРУ).

Более развернуто о претензиях США к России говорится в самом документе:

«Россия использует меры по ослаблению приверженности Америки Европе, подрывает трансатлантическое единство и ослабляет европейские институты и правительства. Вторжениями в Грузию и Украину Россия продемонстрировала свою готовность нарушить суверенитет государств в регионе. Россия продолжает запугивать своих соседей угрозами, ядерным позерством и развертыванием наступательных вооружений».

Что касается Китая, в документе говорится: «Китай занимает стратегическую позицию в Европе благодаря расширению своей недобросовестной торговой политики и инвестициям в ключевых отраслях, высоких технологиях и инфраструктуре».

«Все ключевые вопросы, имеющие важность для грузинского государства, видны в стратегии национальной безопасности США, делится своей оценкой с «Эхом Кавказа» секретарь Совбеза при президенте Грузии Давид Раквиашвили:

«Это видение США, которое подразумевает усиление своей роли как лидера свободного мира, усиление роли евроатлантической системы безопасности, – само по себе уже означает усиление поддержки Грузии союзниками НАТО и ее партнерами. Агрессия России по отношению к Грузии упоминается как агрессия, направленная против европейской стабильности. А сама безопасность Европы рассматривается как одна из главных опор американских национальных интересов. И еще, в документе осознан гибридный характер исходящих от России опасностей, усилий, направленных не только против Грузии, Украины и целого региона, но и против европейской демократии».

Как Грузия должна использовать эту позитивную динамику? Давид Раквиашвили считает, что первым делом правительство Грузии должно сконцентрироваться на улучшении качества внутри политических процессов, повышении уровня демократии, а также продолжении политики верности европейским и евроатлантическим структурам.

Заявления президента Дональда Трампа о стремлении вернуть США статус сверхдержавы пришлись по душе и политологу Нодару Харшиладзе:

«При президенте Обама было наоборот, избегали таких прямолинейных заявлений. Больше акцентировали внимание на восстановлении отношений с Россией. Соответственно, для Грузии не было столько времени, и потому создавалось впечатление, что мы – брошенный регион (для США), чем пользовалась Россия. Но, думаю, это еще вопрос, как администрации Трампа удастся осуществить новые приоритеты. Это будет нелегко на фоне того, что сам Трамп – непрогнозируемый политик и делает многое, что будет противостоять возвращению Америкой этого суперстатуса».

Не уверен грузинский политолог и в действиях грузинских властей. По мнению Нодара Харшиладзе, правительство «Грузинской мечты» не должно ограничиться поддерживающими заявлениями заокеанских партнеров, а начать активную дипломатическую работу с администрацией Трампа, чтобы узнать, на что конкретно для Грузии готовы пойти в Белом доме, чтобы осуществить собственные национальные интересы безопасности.

XS
SM
MD
LG