Accessibility links

Чего (не) ждать Абхазии от 2018 года


Изида Чаниа
Изида Чаниа

После по-абхазски бурной встречи Нового года с использованием пиротехники, от которой пошатывало многоэтажки, пора приступать к прогнозам. Порассуждать, например, готовы ли мы начать жить «по-новому»? Момент ведь подходящий – первый день, месяц и понедельник нового года.

Никаких чудес не нужно. Без всяких волшебных палочек, ламп Аладдина и цветиков-семицветиков нашим властям надо просто исполнить хотя бы 20% своих предвыборных обещаний. Могу напомнить пламенные посулы, которые звучали из уст наших политиков, баллотировавшихся в президенты, депутаты парламента и органы местного самоуправления. Есть ощущение, что что-то происходит с памятью народных избранников и они забыли об обязательствах, которые можно выполнить, даже когда в стране нет денег, а просто используя имеющийся у государства административный и интеллектуальный ресурс. Я не буду лезть в экономику – ограничусь несколькими политическими обещаниями.

Итак. Ни один политик, прошедший через выборы, не оставался равнодушным к реформе политической системы. Об этом говорили все. Надо сказать, что в выборный период видение реформ совпадает у всех кандидатов, независимо от того, куда они баллотируются. Почти все кандидаты соглашались с необходимостью реформирования избирательной системы, с принятием нового закона о выборах по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе, что позволит, между прочим, «обеспечить представительство всем народностям Абхазии в парламенте и в исполнительной власти».

У этого обещания, как у старого анекдота, борода длиною в два десятка лет. Однако новый избирательный закон так и не был принят парламентом прошлого созыва, поэтому выборы в парламент шестого созыва прошли по мажоритарной системе. Поэтому говорить о представительстве «всех народностей Абхазии» не приходится.

Перераспределение полномочий между ветвями власти. Я попыталась найти хотя бы одного кандидата, который был бы не согласен с такой постановкой вопроса. Перерыла все предвыборные плакаты – нет таких на политической арене. Все согласны, все хотят, все знают, как важно установить контроль парламента над исполнительной властью, но, видимо, заработались, забыли.

Реформа правоохранительных органов – это предвыборный лозунг на все времена. Вот только доберутся до власти кандидаты, сразу и профессионалов найдут, и тех, кто засиделся в креслах, поменяют на молодых, креативных и эффективных. Штат уменьшат, а тем, кто хорошо работает, – зарплату добавят. «Надо платить людям и требовать с них». Не поспоришь – пора бы уже, столько времени прошло, а все в поисках.

Сокращение административного аппарата. Сколько слов было сказано за 25 лет о том, что в стране масса ненужных структур, дублирующих друг друга, как на республиканском, так и на муниципальном уровне, о раздутых штатах министерств и ведомств, которые в лучшем случае копируют работу друг друга. Сказали и забыли. Так и живем, отмахивая на зарплату неэффективного и громоздкого госаппарата добрую половину бюджета страны.

Национализация незаконно приватизированных объектов. В период выборов большинство политиков с радостью соглашаются с необходимостью национализации незаконно приватизированной госсобственности. И в выступлениях кандидатов все это звучит вполне убедительно – надо принять закон, который позволит вернуть государству как незаконно приватизированные объекты, так и те, по которым не исполнены условия договоров. В общем, и эта проблема, которая «яйца выеденного не стоит» в период выборов, почему-то остается нерешенной, как только кандидат достигает заветного кресла. Хотя в нынешнем парламенте нашелся депутат, который поставил этот вопрос – поставил и так стоять оставил.

Дальше – конкурсный подбор кадров (закон о госслужбе), декларирование доходов и расходов и, наконец, борьба с коррупцией. Я точно знаю, что у некоторых кандидатов был рецепт против коррупции и злоупотреблений должностными полномочиями. Они писали об этом в предвыборных программах, рассказывали по телевидению. Может, достанут свои записи в 2018-м?

А еще я очень надеюсь, что в 2018 году исполнители и законодатели наконец-то сформируют Конституционный суд, чтобы и мы, простые граждане страны, могли цивилизованно обжаловать нарушение наших конституционных прав принятыми ими законами и нормативными актами.

Целый год – вполне достаточный срок, и если не отвлекаться на дворцовые интриги и заняться своими прямыми обязанностями, то даже с учетом щедрых абхазских выходных, времени на то, чтобы выполнить вот эту малую часть своих грандиозных обещаний, вполне достаточно.

А еще хочется напомнить кое-что абхазскому обществу. Хотелось бы, чтобы мы уже поняли, что политики, чиновники, судьи сменяют друг друга с завидным постоянством. А в стране ничего не меняется. Пора научиться требовать выполнения обещаний. Может, в 2018-м?

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Изида Чаниа

    В 1978 году окончила сухумскую среднюю школу №2, в 1983 году – биохимический факультет Абхазского госуниверситета. 

    Работала в газетах «Абхазский государственный университет», «Советская Абхазия», «Аидгылара», на Абхазском ТВ, в газетах «Экспресс-хроника», «КоммерсантЪ», внештатным корреспондентом в российских информационных агентствах «Постфактум», «Интерфакс». С 1998 года по 2016 год – редактор газеты «Нужная газета», с 2016 года – редактор газеты «Мырзаканаа».

    Член Союза журналистов Абхазии, председатель Ассоциации журналистов и работников СМИ Абхазии.

XS
SM
MD
LG