Accessibility links

Карло Качарава и генерал, который выиграл войну


Выставка напоминает личный дневник автора, в котором стены стали страницами – с зарисовками, стихами, мыслями и цитатами
Выставка напоминает личный дневник автора, в котором стены стали страницами – с зарисовками, стихами, мыслями и цитатами

В Национальной галерее им. Дмитрия Шеварднадзе проходит выставка работ Карло Качарава – грузинского художника, поэта и арт-критика. На экспозиции представлены работы не только самого Качарава, но и еще трех молодых грузинских художников – как форма диалога между прошлым и настоящим.

Эта выставка напоминает личный дневник автора, в котором стены стали страницами – с зарисовками, стихами, мыслями и цитатами. Центральная работа экспозиции – «Генерал». Образ совсем нетипичен, не похож на «классический». Генерал молод, его взгляд отстранен, ощущение, что он смотрит сквозь тебя, но без надменности и даже немного печально.

У этой работы форматом три на три метра непростая судьба. Карло Качарава написал ее в 1988 году, за шесть лет до своей кончины. Ему тогда было 24 года, и «Генерала» на тот момент плохо приняли в обществе. Рассказывает сестра Карло Лика Качарава:

Карло Качарава и генерал, который выиграл войну
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:08 0:00
Скачать

«Над Карло смеялись. Между прочим, и его близкое окружение. Меня очень обижали те оскорбления, которые пришлось снести Карло из-за его «Генерала». Поэтому сейчас меня особенно трогает то, что происходит с этой работой. Множество людей приходят на выставку и снимают селфи на ее фоне».

Она говорит, что сам Карло считал себя плохим художником, вернее, рисовальщиком. Будучи по профессии искусствоведом, он полагал, что недостаточно владеет техниками.

Карло много работал при жизни: вел дневники с 14 лет, рисовал, занимался поэзией, изучал искусство. И несмотря на то, что скончался очень рано, в тридцатилетнем возрасте, успел сделать многое. Глядя на оставшийся после него архив, говорит Лика Качарава, даже не верится, потому что при жизни казалось, что работал он вовсе не так интенсивно.

У Карло было много друзей, он обладал хорошим чувством юмора, был очень коммуникабельным, говорит Лика. В то же время созданное им в определенной степени оставляет впечатление, что мир, в котором он жил, ему не очень нравился:

«Даже его друзья, близкие удивляются тому, как созданное им демонстрирует, сколько печали он носил в себе. Никто не мог подумать, что ему удалось столько подметить в окружающем мире, что он так переживал это. Его дневники ведь никто не читал, пока он был жив, это было его личным. Сейчас же это все выглядит иначе».

...Тебя учили немного правилам приличия, немного благоразумию. Но больше – лжи,

Высокопарности, высокопарности, высокопарности.

С которой нужно убивать, молиться, высмеивать,

Для того чтобы за столом бессмертных дедов и тебе перепал кусок –

А не хлеб для полуголодных – фураж...

«Ты родился у потийского элеватора» – это стихотворение Карло Качарава нанесено на одну из стен выставочного пространства. Куратор экспозиции Ирина Попиашвили рассказывает, как попросила уличного артиста Гагоша написать текст стихов Карло: это и еще одно – «Ночную элегию»:

«Когда я обратилась к Гагошу с просьбой написать эти тексты, оказалось, что он знал наизусть «Ты родился у потийского элеватора», это было его любимым стихотворением. Что касается «Ночной элегии», в ней особенно хорошо прослеживается социальная тематика, которая в картинах, скажем, не так заметна. «У богатых и бедных разные боги», – я хотела, чтобы эта цитата обязательно присутствовала на этой выставке».

Романтического героя «Генерала», как говорит Ирина Попиашвили, Карло Качарава, наряду со многими другими его работами, посвятил Элене Лундберг. На них он делал приписку: «für Helena». Элена – финский искусствовед, была возлюбленной Карло, в те годы жила в Петербурге. По информации, имеющейся у семьи Качарава, Элена собирается приехать в Тбилиси до закрытия выставки, которое запланировано на 20 января.

XS
SM
MD
LG