Accessibility links

Обзор грузинской прессы


Семья Темирлана Мачаликашвили, тяжело раненного в ходе спецоперации в Панкисском ущелье 26 декабря, требует его отправки в одну из клиник Берлина
Семья Темирлана Мачаликашвили, тяжело раненного в ходе спецоперации в Панкисском ущелье 26 декабря, требует его отправки в одну из клиник Берлина

Экстрадиция бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили на родину становится все более реальной после вынесения ему 5 января обвинительного приговора. Об этом пишет газета «Резонанси». Как утверждает автор статьи, об этом все чаще говорят как в Тбилиси, так и в Киеве. В частности, украинская прокуратура не исключает, что вердикт тбилисского городского суда может послужить основанием для высылки лидера украинской оппозиции. Как заявил изданию заместитель главного прокурора Грузии Георгий Гиоргадзе, в ведомстве ждут решения украинских коллег:

«Прокуратура Грузии сделает все для того, чтобы любое лицо, которое признано виновным в нарушении закона, предстало бы перед грузинским правосудием. Все необходимые документы для экстрадиции Михаила Саакашвили пересланы в следственные органы Украины. Сейчас решение за украинской стороной: будет ли удовлетворен запрос и произойдет или нет его экстрадиция в Грузию».

Обзор грузинской прессы
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:53 0:00
Скачать

Издание отмечает: по мнению некоторых грузинских экспертов, экстрадиция бывшего президента Грузии в интересах украинских властей, так как это самый простой способ отстранить Саакашвили от политических процессов в Украине. В то же время этот шаг может стать «головной болью» для «Грузинской мечты», так как экс-президент не будет «тихо сидеть в клетке». При этом «Резонанси» со ссылкой на российские СМИ пишет, что процесс экстрадиции уже запущен и произойти она может в ближайшие три месяца. Со своей стороны, адвокат Гела Николеишвили считает более правдоподобным срок до одного года. Если вообще экстрадиция состоится:

«Решение суда никак не повлияет на процесс экстрадиции. Более того, я считаю, что решать этот вопрос будут не в Киеве и не в Тбилиси. Это прерогатива игроков другого уровня. Тех, кто привез Саакашвили в Украину, кто его назначал на руководящие должности там, кто позволял ему передвигаться без паспорта по разным странам. Именно они решат, будет он экстрадирован, депортирован или нет. Но даже если процесс экстрадиции будет запущен, то понадобятся месяцы, а возможно и год, для того, чтобы документы прошли все инстанции».

Семья Темирлана Мачаликашвили, тяжело раненного в ходе спецоперации в Панкисском ущелье 26 декабря, требует его отправки в одну из клиник Берлина. Об этом пишет интернет-журнал СОВА. Родители утверждают, что получили согласие немецкой больницы на лечение их сына. Отец 19-летнего парня Малхаз Мачаликашвили обвинил Министерство здравоохранения в сокрытии информации о том, что клиника в Германии готова принять Темирлана. По его мнению, причиной может быть давление на Минздрав со стороны МВД и спецслужб или финансовые проблемы, поскольку стоимость лечения достигает 200 тысяч евро. Малхаз Мачаликашвили предупредил, что готов пойти на крайние меры. При этом дал понять, что в сложившейся ситуации виновно государство, но не его граждане.

«Чеченцы численностью в один миллион боролись со 146-миллионной Россией. Боролись, несмотря на свою малочисленность. Я не хочу идти против Грузии, против моих братьев и сестер. Даже если я потеряю 10 детей, я этого не хочу. Но не надо меня вынуждать. Я ничего не прошу, но как они погубили моего сына, пусть так же отвезут его в берлинскую клинику, сделают так, чтобы он заговорил, или сами что-нибудь скажут. А может, они боятся, что мой сын о чем-то знает, и потому обрекли его на смерть?» – заявил Мачаликашвили.

Как отмечает СОВА, адвокат семьи Цира Джавахишвили требует, чтобы Минздрав опубликовал переписку с зарубежными клиниками. Ранее сообщалось, что немецкие и австрийские врачи не смогли принять пациента. А от лечения в турецких медучреждениях отказались сами родственники пострадавшего. При этом министр здравоохранения Грузии Давид Сергиенко пообещал, что все расходы возьмут на себя власти. В настоящее время Темирлан находится в реанимационном отделении одной из тбилисских клиник.

При этом, как пишет агентство IPN, мать Темирлана Мачаликашвили Аиза Маргошвили обвиняет власти в том, что они позволили подозреваемым в терроризме людям долгое время жить в Панкисском ущелье и свободно передвигаться по всей Грузии. По ее словам, эти люди были известны в Панкиси под совершенно другими именами:

«Я тоже знала этих парней, значит, и мне надо было выстрелить в лоб. Я спрашиваю у правительства, если они были виновны, зачем им позволяли свободно находиться в Тбилиси и в ущелье целых два года? Я требую ответа. Чеченцы и в Тбилиси, и в ущелье оказывают гостеприимство своим соотечественникам. Если это преступление, я первая виновна. Эти люди играли тут в футбол и ходили в мечеть. Если у них была связь с Чатаевым, то в чем виноваты мой ребенок и я? В том, что мы жили среди них? Мы знаем их под другими именами и фамилиями».

Издание «Нетгазети» пишет о назначении парламентского секретаря президента Анны Долидзе в Высший совет юстиции и реакции на это правящей партии. В частности, председатель парламента Грузии Ираклий Кобахидзе назвал решение главы государства «печальным»:

«Печальным событием является в целом то, что на те должности, которые подразумевают независимость, будь то судья Конституционного суда, или судья Верховного суда, или же член Высшего совета юстиции, президент регулярно выдвигает своих сотрудников. Это очень плохая тенденция».

Анна Долидзе с 2004 года возглавляла Ассоциацию молодых юристов Грузии, а с 2006 года активно участвовала в кампании, главным требованием которой было наказать высокопоставленных чиновников, подозреваемых в причастности к убийству банковского служащего Сандро Гиргвлиани. С 2007 года она продолжила обучение в США, где в дальнейшем занималась педагогической деятельностью в различных университетах. В мае 2015 года Долидзе была назначена заместителем тогдашнего министра обороны Тины Хидашели. А в феврале 2016 года Георгий Маргвелашвили выдвинул Анну Долидзе на должность судьи Верховного суда, но в июне того же года парламент отклонил ее кандидатуру, после чего Долидзе стала парламентским секретарем президента. Осенью того же 2016 года Анна Долидзе участвовала в конкурсе на должность судьи ЕСПЧ, но правительство Грузии не ввело ее в окончательный список из трех кандидатов.

Представляя ее в качестве нового члена Высшего совета юстиции по президентской квоте, Георгий Маргвелашвили отметил, что в 2012 году, после смены власти в Грузии, у всех было ожидание, что судебная система качественно изменится, но она так и не завоевала доверие общественности.

Высший совет юстиции, являющийся главным координирующим органом судебной системы, состоит из 15 членов. В состав совета входят председатель Верховного суда, восемь судей, избранных Конференцией судей, а также шесть членов, не являющихся судьями, пять из которых избираются парламентом Грузии, а одного представляет президент. За последние годы решения Высшего совета юстиции о назначении и освобождении с должности судей неоднократно становились объектом острой критики со стороны гражданского сектора и оппозиции.

При этом «Нетгазети» отмечает еще один момент, который вряд ли понравится правящей партии. Вместо Анны Долидзе парламентским секретарем президента станет Анна Нацвлишвили, до последнего времени возглавлявшая все ту же «Ассоциацию молодых юристов» и часто критиковавшая действия правительства и «Грузинской мечты».

XS
SM
MD
LG