Accessibility links

Марк Цукерберг и грузинский криминал


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

В Грузии в последнее время только и разговоров, что о криминале, убийствах, поножовщине и стрельбе. Если их слушать, то создается ощущение, что страну охватил криминальный хаос, люди боятся выходить на улицы, где каждый день совершаются кровавые расправы.

Криминогенная ситуация в стране действительно сложная, однако... Не стоит забывать – это Грузия, и здесь всегда все обстоит несколько не так, как выглядит со стороны.

Наверное, покажется парадоксом, но на фоне бурных дебатов об убийствах реальное количество убийств в Грузии в общем-то не слишком уж высокое. Статистика показывает, что в 2016 году в стране было убито 79 человек. Данные по 2017 году пока не опубликованы, однако нет никаких оснований полагать, что ситуация на этом направлении так уж резко изменилась.

Ну ладно, мы привыкли не верить статистике, и причины для этого есть. Но чему можно верить безусловно, так это сообщениям оппозиционных СМИ, которые не упускают ни одного повода покритиковать власти – соответственно, они максимально в деталях освещают все убийства.

Я перепроверил данные по СМИ, и оказалось, что в декабре 2017 года было убито 4 человека, в ноябре – 3. Примерно так же идет и 2018 год: в январе - 4, за прошедший период февраля – 3. Получается, что официальная статистика не врет. Более того, аналогичные данные показывает отчет ООН о количестве убийств на 100 000 населения. Показатель Грузии по европейским мерками слегка выше среднего, по мировым – просто благодать: 2,6 убийств на 100 000 человек.

Это много или мало? Да как сказать. Например, в Германии, Италии, Испании, Голландии – около одного, в Швеции – 1,15, в Бельгии – 1,9, во Франции – 1,5. Выше, чем у Грузии, показатели России – 11,3, Турции – 4,30, Ирана – 4,3. Схожая с Грузией ситуация в соседних странах – Азербайджане и Армении.

Что самое для меня поразительное, впереди Грузии – страны Балтии: в Эстонии убивают 3,2 человека на 100 000 населения, в Литве – 5,8. Алоо, горячие эстонские парни, вы ли это? Видимо, у меня какое-то неправильное представление о вас...

Но это все цветочки. Грузия – просто рай в сравнении со странами Латинской Америки, где в благополучной Аргентине – 6,3, ну а в таких отсталых странах, как Венесуэла, Гватемала, Гондурас, Сальвадор, – коэффициент убийств достигает 100 человек на 100 000 населения.

Получается, что все наши тревоги, многочасовые теледебаты, отчаянные посты в социальных сетях – буря в стакане и ничего такого уж особенного не происходит? О чем вообще говорить, если в тишайшей и мирной Бельгии убивают всего на 40% реже, чем в Грузии?

Увы, это тот случай, когда цифры ни о чем не говорят. Причина общественного возмущения состоит не в количестве убийств, а в их фактической беспричинности. Большинство убийств в Грузии, в особенности среди молодежи и подростков, это – «Ты почему на меня так посмотрел, ты вообще кто такой? – Я кто такой? А ты сам кто такой?»

В отчаяние людей бросает абсолютная бессмысленность подавляющего большинства убийств и их непредсказуемость. Нет никаких правил, соблюдение которых более или менее гарантирует неприкосновенность. Ваше личное воспитание или ваши представления о жизни не значат ничего – совершенно случайно на вашем жизненном пути может оказаться подонок, которому показалось, что вы на него плохо смотрите...

Говорил многократно и повторю сейчас: большинство убийств в Грузии не носят криминальный характер. Большинство убийц – не преступники, не состоят ни в какой банде и, скорее всего, за всю свою жалкую и ничтожную жизнь ничего толком не украли.

Мнение о том, что «воровской мир» контролирует молодежь, – чепуха полная. Воровской менталитет имеет отношение к убийствам в молодежной среде только потому, что целые поколения грузин воспитывались на представлении о том, что никому нельзя ничего прощать и всех надо «чморить». Но не более того.

Это как вечная русская рулетка – никто не знает, кто и кому подвернется под руку. Значительная часть молодежи ходит с ножами, и это – постоянная, ежедневная угроза. Именно поэтому в Грузии, в одной из самых безопасных стран мира, люди с тревогой отпускают детей в школу.

Я убежден, что это – самая острая проблема страны. Она выше всего остального. Все можно вынести – экономические сложности, тупость чиновников, коррупцию – все на свете меркнет перед ночным звонком, когда на той стороне телефонной линии с вами говорит незнакомый вам голос: «Вашего сына ударили три раза ножом в грудь, срочно приходите в больницу». При этом совершенно неважно, что это происходит всего 2,6 раз на 100 000...

Ну и, конечно, все ломают голову – что с этим делать? Конечно, нужны жесткие превентивные меры, проверки в школах, облавы на т.н. уличных биржах, где в основном тусуются будущие убийцы. Как показал опыт прошлой власти, полностью вылечить эту болезнь жесткие меры не могут, но снизить ее остроту – вполне.

Есть еще кое-что. Если все-таки эта проблема будет минимизирована, то в этом будет, в том числе, и заслуга одного человека, который о Грузии, скорее всего, ничего не знает и сидит в своем стеклянном офисе в калифорнийском городке Менло-Парк.

Зовут его Цукерберг. Марк Цукерберг. Он придумал Facebook. Говорят, что он украл эту великую идею у потомственных американских аристократов, братьев Винклоссов. Возможно, так оно и есть, не нам решать. Но, сам того не зная, он сделал одну большую вещь, которая в конечном итоге может стать одной из причин снижения уровня молодежной агрессивности.

В Грузии молодые люди убивают друг друга, сколько я себя помню. Это не вопрос экономики, это вопрос самоутверждения. В сытые 80-е годы Тбилиси был гораздо опаснее, чем сейчас. И одним из стимулов к такому поведению служило то, что поганые папашки всегда пытались отмазать своих детей от ответственности.

Многие десятилетия им это легко удавалось, а потом появились социальные сети. Укрывать своих детей-подонков стало намного сложнее. Только за прошедшие три месяца у нас есть несколько примеров того, как поганые отцы пытались укрыть своих убийц и потенциальных убийц-сыновей. Им это почти удавалось. Но очень скоро по этому поводу поднимался невероятный шум в социальных сетях, становилось известно, кто убил или ранил человека и как его пытались отмазать. Буря возмущения в социальных сетях немедленно находила отражение в СМИ – даже проправительственные телеканалы вынуждены были освещать неугодную им тему.

И завершается это неизменно одним и тем же – подонков сажают. Я даже представляю себе звонок какого-нибудь чиновника из прокуратуры или депутата отцу преступника: «Извини, мужик, я бы рад помочь, но тут такой шум поднялся, если мы твоего сына отпустим, то нас поджарят заживо».

Учитывая, что – еще раз повторю – мы имеем дело не с профессиональной преступностью, а плохим воспитанием, то такой общественный прессинг совместно с жесточайшей превенцией может сработать. Не завтра и не послезавтра, конечно, но все же.

Возможно, когда-то жители одной из самых безопасных стран мира не будут бояться посылать детей в школу...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG