Accessibility links

Печальная судьба абхазских фруктовых садов


С 2011 года во всех районах Абхазии активно шла подготовка плантаций: их расчищали, огораживали, обрабатывали землю и закупали саженцы. С 2012 по 2014 год закладывали сады
С 2011 года во всех районах Абхазии активно шла подготовка плантаций: их расчищали, огораживали, обрабатывали землю и закупали саженцы. С 2012 по 2014 год закладывали сады

В 2011 году в Абхазии в рамках Комплексного плана, финансируемого Российской Федерацией, началась программа закладки многолетних фруктовых насаждений. Было заложено более тысячи гектаров садов. Судьба их печальна. В 2013 году финансирование прекратилось, и заложенные плантации начали вымирать.

Программа закладки многолетних фруктовых насаждений на всей территории Абхазии была глобальной, рассчитанной до 2019 года. Исполнителем программы был НИИ сельского хозяйства. Изучались почвы, в соответствии с их составом планировались участки под различные виды плодовых деревьев, под программу была подведена научная база. С 2011 года во всех районах Абхазии активно шла подготовка плантаций: их расчищали, огораживали, обрабатывали землю и закупали саженцы. С 2012 по 2014 год закладывали сады.

Программа была рассчитана на подъем сельского хозяйства, насыщение абхазского рынка собственными дешевыми фруктами, производство ореха и винограда для изготовления вин, а также на экспорт продукции в будущем на российские рынки. Финансирование осуществлялось Российской Федерацией в рамках Комплексного плана социально-экономического развития Республики Абхазия.

Печальная судьба абхазских фруктовых садов
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:25 0:00
Скачать

О том, что было сделано и что стало, рассказал Дмитрий Хагуш, начальник агроотдела Министерства сельского хозяйства.

С 2011 по 2013 год на программу было выделено 530 млн рублей. Во всех районах были заложены сады общей площадью 1141 гектар, высадили 1 млн 84 тысячи саженцев, работали 57 бригад по 2-10 человек в каждой, всего около 300 человек.

В Гагрском районе заложили 21 гектар плантаций яблок, хурмы и мандаринов. В Гудаутском районе – около 33 гектаров винограда, хурмы, киви, яблок и ореха. В Сухумском районе –34 гектара яблок, груш, граната и мандаринов. 129 гектаров садов были заложены под опытную станцию НИИ сельского хозяйства в селе Акапа. В Гулрыпшском районе на 116 гектарах высадили фейхоа, яблоки, хурму и мандарины. В Очамчырском районе заложили 564 гектара яблок, груш, хурмы, винограда, сливы, мандаринов, ореха и др. В Ткуарчальском районе – 154 гектара ореха и фейхоа. В Галском районе – 216 гектаров ореха, хурмы, фейхоа, персика, яблок.

Дмитрий Хагуш работал в Министерстве сельского хозяйства, когда программа только начиналась, поэтому хорошо знает историю неудавшейся попытки превратить Абхазию в «город-сад».

Он рассказывает: «В 2013 году, в сентябре, прекратилось финансирование с российской стороны, и проект встал. Люди сами по чуть-чуть, как могут, стараются сохранить эти участки. На сегодняшний день есть долги по оплате труда. В 2013 году, когда эта программа закрылась, но она еще не официально была закрыта, работы продолжались. Люди работали, надеясь на оплату, поэтому образовались долги за выполненные работы. Общий долг был около 30 млн рублей. За весь этот период в 2016 и в 2017 годах Министерство сельского хозяйства выплатило НИИ сельского хозяйства задолженность в размере 21 млн рублей. Остаток долга сегодня составляет около 10 млн рублей».

На вопрос о причинах закрытия программы Дмитрий Хагуш ответил так: «Это вопрос больше к Кремлю, чем к Министерству сельского хозяйства. Я не знаю, почему прекратилась эта программа. В Москве приняли решение о ее закрытии. Мы пытались ее возобновить, но как-то не получилось. Около года велись переговоры, мы хотели, чтобы эта программа продолжалась. Программа на самом деле была очень хорошая, но по каким-то причинам они все-таки эту программу не возобновили и финансирование прекратилось. Объемы на то время были очень большие, бюджет страны не мог себе позволить содержать дальше эти плантации, и они начали потихоньку-потихоньку зарастать. Особенно большие плантации площадью свыше десяти и двадцати га. Люди физически не могли справляться, потому что их нанимали на работу, и им надо было платить зарплату. И все большие участки на сегодняшний день пришли под ноль».

На содержание одного гектара плантаций в год необходимо около 300 000 рублей. На 1141 гектар в среднем из абхазского бюджет надо было выделять 342 млн рублей ежегодно. Эта сумма оказалась неподъемной.

Полгода назад распоряжением премьер-министра Беслана Барцица была создана комиссия, целью которой было провести инвентаризацию плантаций и понять, как обстоят дела и что делать дальше. Дмитрий Хагуш сообщил о результатах проведенной работы: «Мы сделали полную инвентаризацию всех участков, на каждом участке мы были, посчитали остаток корней. Помимо саженцев людям давали и какие-то материальные ценности, кому-то мотоблоки, кому-то трактор, кому-то поливные системы. Все это мы проверили на местах, с этим все в порядке, а вот с насаждениями, конечно, беда. Очень большая изреженность, очень большой выпад корней на сегодняшний день. Из 1 млн 84 тысяч 240 корней осталось 295 177 корней. Такая вот картина у нас ужасающая, честно говоря. Основные потери у нас на больших участках, на которых было заложено более 300 000 саженцев».

Саженцы закупали в Италии, в России, приобретались хорошие коллекционные сорта. Сегодня основная часть их утрачена. Самая большая сохранность насаждений в Гагрском и Гудаутском районах, где были заложены небольшие участки по 3-5 гектаров. Их удалось сохранить силами живущих рядом семей и бригад, которые на них работали. Большие участки площадью от 50 до 100 гектаров закладывались в восточной Абхазии, в дальнейшем на них планировали строить перерабатывающие предприятия, эти участки превратились в пустыри.

530 млн рублей, вложенных в программу, себя не оправдали. Сегодня уже понятно, что программа была экономически необоснованной, в ней не были соотнесены затраты и возможность получения прибыли. Появился шанс заложить огромные плантации за счет российской финансовой помощи, его использовали, но ни о возможных рисках, ни о том, что делать с этими плантациями, если условия финансирования изменятся, никто, как теперь стало понятно, не думал. Итог плачевный, остается только гадать, почему правительство России, которое одобрило и приняло программу, вдруг решило от нее отказаться и ничем свое решение не обосновало.

Теперь правительство Абхазии думает о том, что делать с остатками плантаций. Принято решение передать их с баланса НИИ сельского хозяйства соответствующему министерству. После оформления всех документов, составления карт и описи имеющихся материальных ценностей участки решено передать районным администрациям. Они, в свою очередь, заключат договоры аренды и передадут их тем бригадам, которые готовы будут на них работать. Участков 57, и на каждый надо подготовить солидный пакет документов. Большая часть уже сделана, самые серьезные проблемы возникают при составлении карт участков, но в ближайшее время Минсельхоз планирует эту работу завершить. Какой будет дальнейшая судьба абхазских фруктовых садов в восточной Абхазии, покажет время.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG