Accessibility links

Вузы до востребования


В этом году российская сторона пошла навстречу югоосетинским выпускникам и откорректировала список специальностей, предоставленных республике
В этом году российская сторона пошла навстречу югоосетинским выпускникам и откорректировала список специальностей, предоставленных республике

Россотрудничество почти в три раза урезало квоты в российские вузы для югоосетинских абитуриентов: с 69 мест, выделенных в прошлом году, до 18. По словам министра образования и науки Натали Гассиевой, сокращения связаны с невостребованностью квот.

Натали Гассиева в ходе недавней пресс-конференции так объяснила причину сокращения квот:

«В прошлом году по линии Россотрудничества мы получили 69 лимитов, но в конечном итоге лишь 39 абитуриентов поступили в российские вузы, некоторые специальности остались невостребованными. Отдельные выпускники, получив квоту, поступили после этого сами в другие университеты».

По словам министра, в республике не пользуются спросом специальности в области сельского хозяйства и информационных технологий. Но в этом году российская сторона пошла навстречу выпускникам и откорректировала список специальностей, предоставленных Южной Осетии.

Вузы до востребования
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:16 0:00
Скачать

Как объясняют родители югоосетинских студентов, проблема не только в этом. Не востребованы не только отдельные профессии, но и многие вузы, которые предлагает Россотрудничество, а именно, непрестижные учебные заведения в провинции. Родители просто не видят смысла рвать жилы ради образования их чада в заурядном институте. Дело в том, что содержание студента в России обходится семье в 25-30 тысяч рублей в месяц, и это, что называется, эконом-класс, который позволит студенту жить, не нуждаясь в самом необходимом, и оплачивать общежитие.

Для средней цхинвальской семьи это непомерные расходы. Это приблизительно зарплата заместителя министра вместе с прибавкой. К примеру, оклад рядового сотрудника городской администрации – до 10 тысяч рублей, а заведующего отделом – 12 тысяч. Многие просто не тянут и вынуждены отказывать своим детям, из-за чего во многих семьях разыгрываются настоящие трагедии. Как отмечают цхинвальцы, после запрета на совмещение ставок для югоосетинских бюджетников количество тех, кому не по карману обучать детей в России, заметно увеличится. А в тех семьях, кто все-таки отважился, жизнь на время учебы детей замирает – никаких приобретений и поездок. Это такое существование в режиме жесткой экономии – все силы и средства на образование ребенка.

И, конечно, люди хотят, чтобы все это было не зря, они хотят дать ребенку качественное образование в престижном вузе – в Москве или Санкт-Петербурге, а не где-нибудь в Ростове, Краснодаре или Воронеже.

Кстати, югоосетинские студенты обучаются в российских вузах как иностранцы, то есть они платят за общежитие как иностранцы и так далее. Но при этом, в отличие от других иностранцев, они не получают стипендию от своего государства. Например, как рассказывает одна родительница, не пожелавшая представиться, с ее ребенком учатся студенты из Казахстана. Помимо академической стипендии в полторы тысячи рублей, они получают от своего государства еще 30 тысяч рублей ежемесячно. Это финансирование обязывает студента по окончании учебы вернуться на работу в Казахстан, в противном случае он или его семья должны будут вернуть государству деньги. Таким образом Казахстан демонстрирует, что ему нужны молодые специалисты и он готов вкладываться в их образование.

В Южной Осетии об этом много говорят, но тратиться на поддержку пока никто не хочет. В свою очередь, и молодые люди по окончании российских вузов предоставлены сами себе.

По информации министра образования, всего с 2003 по 2017 год на обучение в Россию по квотам Россотрудничества выехали 935 человек.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG