Accessibility links

Независимость и сервиз «Мадонна»


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

На прошлой неделе Грузия справила сотую годовщину объявления независимости в 1918 году. Справила шумно, торжественно, бравурно, как и положено отмечать круглые даты. Но 26 мая прошло, и страна вернулась к обычной, будничной жизни, которая и есть – самый лучший экзаменатор, безошибочно определяющий, насколько успешно та или иная нация воспользовалась шансом, данным ей историей.

Любая независимость начинается с пылких речей о свободе, о том, что «все мы готовы незамедлительно положить жизнь на алтарь родины, если это понадобится», о «многовековой борьбе народа за свободу»... Но, увы, пафос и слезы радости заканчиваются чуть ли не на следующий день после подписания акта о независимости, после того, как начинается повседневная бытовуха.

Независимость и плоха и хороша одновременно, потому что, как правило, она приходит раньше, чем вы успели это почувствовать, и обратного хода уже нет. Вы только-только выходите из похмелья после вечеринки по случаю объявления государственного суверенитета, а уже утром приходят новости о том, что в каком-то регионе неизвестные лица в масках и с автоматами захватили правительственные здания. Вдруг выясняется, что отсутствие правоохранительных органов, возможно, и хорошо с точки зрения политических свобод, но ужасно плохо с точки зрения защищенности от криминала.

И что самое мерзкое и хорошее одновременно – вернуть все назад не удастся. Люди, которые с флагами в руках приветствовали получение независимости, совсем скоро могут о ней пожалеть, но отмотать обратно уже не получится. Остается лишь три варианта: идти вперед к прогрессу, стоять на одном месте сотни лет или деградировать до уровня исчезновения.

Да, независимость – штука жестокая. Она может принести не только процветание и развитие, но и отсталость, бедноту, и разочарование. Что вам праздновать, и за каким чертом вам нужна «свобода», если вы живете на Гаити? Независимость – не самоцель, это инструмент. Зачем вообще она нужна, если не знаешь, как ею пользоваться, и главное – не хочешь учиться этому у тех, кто знает?

Если говорить о Грузии, то, прежде всего, следует разрушить основополагающий миф о том, что в 1918 и 1991 годах независимость страны стала результатом какой-то там многовековой и отчаянной борьбы за нее. Так и встают в воображении картинки Алжира, который в антиколониальной борьбе против Франции потерял почти миллион человек...

Надо честно признаться, что и в 1918 году, и в 1991 году независимость Грузии стала следствием не какой-то активной борьбы народа за свободу, а следствием обстоятельств, главным образом, распада метрополии – Российской империи в 1918-м году и СССР в 1991-м. Отдельные факты кровопролития не меняют общей картины – не рассказывайте мне про 9 апреля, я же вам говорю про миллион погибших в Алжире...

Давайте скажем честно: все 70-80-е годы если грузины за что-то и боролись, так это за люстры, спальные гарнитуры «Людовик» и столовые сервизы «Мадонна». Время от времени наши люди обожали вольнодумные разговоры о поганых коммунистах, при этом 400 000 грузин состояли в КПСС, не видя в этом никакого противоречия.

Движение за независимость в конце 80-х в реальности было сродни детскому капризу – хочет дитя игрушку, подайте ему. Скоро она ему надоест, и все вернется на круги своя. Но, как было сказано, независимость плоха или хороша тем, что написанное пером не вырубишь топором.

Давайте на минутку зададим себе вопрос: если бы грузины могли предвидеть потерю территорий, массовое бегство населения за рубеж, полное закрытие почти всех предприятий, банкротство сельского хозяйства и многое-многое другое. Стали бы они в большинстве своем голосовать за независимость? Как говорится, «меня терзают смутные сомнения...»

Персонально мое мнение: независимость – это самое правильное, что с Грузией произошло за последние 300 лет. А уж то свинство, в которое провалились мои соотечественники в 70-80-годы, в период застоя, просто-таки обязывало Ее величество Историю образцово-показательно выпороть грузин – что и было архиуспешно сделано в 90-е годы.

Независимость – великое дело. В первую очередь потому, что наглядно показывает, кто есть кто. Никаких иллюзий, никакой показухи. Грузины, которые десятки, а то и сотни лет прожили в искусственно поддерживаемом коконе, вдруг за один день оказались в джунглях.

Перестраиваться пришлось на ходу – все, чему нас учили раньше, все наши понятия, традиции, установки, привычки – все оказалось несовместимым с независимой жизнью. Как-то раз, правда, совсем по другому поводу, великий Уинстон Черчилль сказал в обращении к народу Британии: «Я обещал вам кровь, пот и слезы...» В Грузии никто ничего подобного не обещал. Напротив, обещали, что вот сейчас русские уйдут, и заживем, как швейцарцы...

Увы, так не бывает. Как говорится, чтобы стать женой генерала, надо выйти замуж за лейтенанта. Чтобы зажить как сегодняшняя, ну, если не Швейцария, то хотя бы Хорватия, надо вытерпеть лишения, прожить в нищете, бежать за рубеж, работать на грошовой работе в развитых странах.

Мало кто знает, что самая большая этническая группа в США – это немцы. Более 50 млн человек, потомки мигрантов, бежавших от нужды и бедности. В тех же Штатах 35 млн ирландцев – настоящая национальная катастрофа, в самой Ирландии население всего 5 млн человек.

Все страны и все нации натерпелись, настрадались, женщины всех стран мира бегали к богатым соседям ухаживать за больными и готовить еду на кухне... Посмотрите замечательный итальянский фильм «Хлеб и шоколад» об ужасных условиях, в которых жили итальянские эмигранты в Австрии или Швейцарии. Но они это перенесли, научились на своих ошибках и пошли вперед.

Сегодня Грузия стоит на перекрестке – куда она пойдет дальше? Пока еще ничего не решено, шансов на поступательное развитие и беспросветное отставание – примерно 50 на 50. Сейчас все зависит от самих грузин. Хватит им рационализма, ума и организованности идти в ногу с прогрессом, хватит решительности расстаться с глупыми местечковыми традициями, которые тянут нас назад в болото? Что ж, тогда окажется, что все было не зря.

Если же грузины так и останутся на уровне агрессивно-послушной паствы, неспособной ни на что больше, чем высчитывать, кто раньше переводил Библию, а кто в это время сидел на дереве, – что ж, добро пожаловать в лагерь неудачников. Вы не первые и, увы, не последние.

В случае если Грузия не сможет стать нормальной страной, то отток населения будет усиливаться, а со временем, через несколько десятков или, может быть, пару сотен лет бездарного и бессмысленного существования эту территорию постепенно начнут осваивать другие, – а сами грузины либо останутся музейным экспонатом, либо ассимилируются вовсе.

Если так произойдет – что ж, значит, заслужили. Не сумели воспользоваться шансом, предоставленным Ее величеством Историей. Значит, недостойны жалости.

Впрочем, не будем пессимистами, и не стоит забегать так уж далеко вперед. Еще ничего не решено, время есть, надо только иметь голову на плечах. Все остальное приложится. Не сегодня и завтра, конечно, лет через 50.

Вот тогда и будем праздновать настоящую независимость. Ту самую, которая не цель, а средство.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG