Accessibility links

В Абхазии обсудили главную причину всех бед


Лидер партии «Апсны» Ахра Аристава и председатель партии «Единая Абхазия» Сергей Шамба
Лидер партии «Апсны» Ахра Аристава и председатель партии «Единая Абхазия» Сергей Шамба

Провластная партия «Апсны» выступила с инициативой проведения консультаций с разными политическими силами по вопросам реформирования системы государственной власти в Абхазии. О сути дискуссий рассказали на пресс-конференции лидер партии Ахра Аристава и председатель партии «Единая Абхазия» Сергей Шамба.

Лидер провластной политической партии «Апсны» Ахра Аристава сообщил журналистам, что «самое главное – добиться национального согласия и от политического противостояния перейти к политике созидания».

В проводимых консультациях участвуют помимо «Апсны» всего три политические партии: «Единая Абхазия», «Форум народного единства» и «Амцахара». Политический спектр Абхазии намного разнообразнее, как достичь «национального согласия» при столь незначительном представительстве партий и движений в процессе диалога, Ахра Аристава не пояснил. Но сказал, что усилия партии направлены на то, чтобы «сосредоточиться на новой концепции государственного устройства, собраться и прийти к какой-то новой модели».

В Абхазии обсудили главную причину всех бед
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:18 0:00
Скачать

Журналисты пытались конкретизировать контуры «новой модели», но она вырисовывалась с трудом и пока кажется весьма туманной.

Из семи пунктов, по которым, по словам Аристава, предстоит договориться и подписать соглашение, он более или менее четко обозначил четыре: «Это – порядок представления и утверждения кандидатуры на должность премьер-министра; порядок утверждения премьера парламентом, то есть возникает вопрос: сколько раз может парламент кандидатуру отклонить? Третий пункт: в случае отклонения, например, два раза отклонил парламент, должна возникнуть ситуация роспуска парламента, какой должна быть процедура? Четвертый пункт: по количеству представительских мест партиям. Тут же возникает вопрос по округам. Сейчас 35 депутатов, а если из них 11 мажоритариев, тогда надо переформатировать округа... К другим вопросам мы только подходим, поэтому я не хотел бы впереди паровоза бежать. Консультации идут. Будут возникать вопросы и по закону о политических партиях, и по закону о выборах, и по декларированию доходов и расходов».

Споры идут о том, кто будет представлять кандидатуру премьер-министра: выигравшая партия, коалиция или сам президент? Сколько мандатов можно передать политическим партиям, а сколько человек будут избираться по мажоритарному принципу? О том, какими должны быть процедуры импичмента президента и роспуска парламента.

Лидер политической партии «Единая Абхазия» Сергей Шамба назвал главную причину всех абхазских бед: «Все наши проблемы заключаются в том, что, отойдя от одной политический системы, которая была у нас на протяжении 70 лет, мы перешли к демократической форме правления, создали необходимые институты, разделили власти на три ветви, но пока еще не наполнили реальным содержанием эту модель. Нет реального контроля над исполнительной властью со стороны парламента и со стороны судебной ветви власти. А сегодняшний парламент, который формируется по старой мажоритарной системе, показал, что он всегда был придатком исполнительной власти. Пока мы не начнем выбирать парламент по партийным спискам, не придадим партиям реальный вес в политической системе страны, у нас не будет независимого парламента».

Сергей Шамба считает, что нет необходимости увеличивать число депутатов, но избирательную систему нужно реформировать так, чтобы по партийным спискам избирались 24 депутата, а по мажоритарному принципу – 11.

Он так обосновал необходимость реформы избирательной системы: «Когда в парламент будут избираться люди по партийным спискам, они будут выражать мнение своей партии. Голосовать в парламенте, с нашей точки зрения, от фракции должен будет один человек, и именно так, как решила партия. Сегодня, когда в парламенте заседают мажоритарии и каждый представляет себя, конечно, исполнительной власти легко с каждым человеком отдельно договариваться. Все имеют какие-то собственные интересы. У меня есть большое подозрение, что многие идут в парламент именно для того, чтобы реализовывать свои личные интересы. Почему люди, которые хотят заниматься политикой, не хотят идти в политические партии, вы мне можете это объяснить? Нужно сделать, чтобы сложилась нормальная ситуация в стране. У нас нет такой ситуации, когда политические партии борются за власть. У нас каждые выборы борьба идет между кланами, соседями, между селами и прочее. Вот от чего нужно отказаться».

Как отказаться от такой системы, как ее преодолеть в условиях, когда политические партии слабы, малочисленны и активны, в основном только в связи с выборами, как наполнить их деятельность содержанием, Сергей Шамба не сообщил.

Никакой готовой концепции пока нет, ее только предстоит сформулировать и предложить парламенту. А по ходу дела, сказал Ахра Аристава, «важно понять, почему у нас нет прорывов ни в образовании, ни в экономике, ни в других сферах, а отставание от соседей стало критичным».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии

XS
SM
MD
LG