Accessibility links

«Ничего не вернут»


Требование возврата кредитов может обострить общественно-политическую ситуацию. Деньги фактически ушли в народ, для которого и предназначались
Требование возврата кредитов может обострить общественно-политическую ситуацию. Деньги фактически ушли в народ, для которого и предназначались

В Южной Осетии продолжаются дискуссии вокруг инициативы президента по возвращению беспроцентных кредитов, выданных из средств Спецсчета предыдущими властями. Эксперты заявляют, что сделать это будет крайне трудно.

Сегодня заместитель начальника Управления по внутренней политике, представитель Наблюдательного совета Спецсчета Алан Джуссоев вновь заявил о необходимости возврата беспроцентных кредитов, которые могли бы, по его мнению, пойти на помощь больным детям и нуждающимся гражданам. Джуссоев входит в созданную президентом рабочую группу из сотрудников прокуратуры и администрации президента, которая должна выработать механизм возврата средств. Он предлагает добиться от должников письменного признания и согласия, что деньги будут возвращены в определенные сроки.

По словам моих источников, «кредитами выданные деньги могут называться условно, поскольку никаких долговых обязательств в большинстве случаев не подписывалось. Графика возврата кредита не было. Финансирование бизнес-проектов, начатое при Эдуарде Кокойты, было остановлено при президентстве Леонида Тибилова, и 100%-ного финансирования проектов не произошло. Фактически эти кредиты стали невозвратными. Ответственность несет само государство, которое затормозило развитие предпринимательской деятельности, и требовать вернуть кредиты, за исключением тех немногих работающих производств, не может».

«Ничего не вернут».
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:23 0:00
Скачать

Старший научный сотрудник НИИ им. Захара Ванеева Вячеслав Джабиев скептически оценивает указанную инициативу:

«Когда выдают кредит, деньги выдают под залог какого-нибудь имущества, недвижимости. Если человек не возвратит кредит, то у него изымается имущество. В данном случае если таких обязательств никто на себя не брал, то вопрос осложняется. Как обеспечить механизм возврата долга, я, как экономист, недостаточно представляю».

Представитель Генеральной прокуратуры, которая в 2012 году открыла уголовное дело по расследованию нецелевого расходования средств Спецчсета, предлагает президенту подходить к решению проблемы аккуратно. 14 августа на встрече с Наблюдательным советом заместитель генпрокурора Сергей Битиев доложил Анатолию Бибилову, что «в отношении некоторых организаций, получивших средства из Спецсчета, возбуждены уголовные дела, а с другими достигнуты определенные соглашения и часть задолженных средств уже возвращена». Вместе с тем Битиев призвал подойти к каждому делу индивидуально. По его словам, проверки выявили, что некоторые граждане не получили денежные средства в полном объеме на представленные бизнес-проекты, поэтому люди не смогли создать собственный бизнес, соответственно, нет и прибыли, и вернуть кредит граждане не в состоянии.

«Требование возврата кредитов может обострить общественно-политическую ситуацию. Деньги фактически ушли в народ, для которого и предназначались. Это не государственные средства, а общественные. Деньги со Спецсчета уходили в разные слои населения – и военнослужащим, и ополченцам, и малоимущим, и депутатам, и начинающим предпринимателям, поэтому сейчас получается, что одна часть населения противопоставляется другой, которая прежде не получала кредит на бизнес или не обращалась за медицинской помощью. Имели доступ к Спецсчету и сторонники Кокойты, и сторонники Тибилова», – говорит один из моих источников.

Один из моих собеседников предложил арестовать экс-президента Эдуарда Кокойты как «главного ответственного за распределение финансов Спецсчета». Другие называют инициативу Бибилова попыткой оказать давление на взявших кредиты граждан в преддверии парламентских выборов. «Правосудие будет применяться избирательно, и будут действовать по принципу, озвученному прежде Бибиловым, – «верни деньги и спи спокойно»», – считают оппоненты президента.

Югоосетинский общественник Тимур Цхурбати считает, что инициатива президента – пиар. При этом он говорит, что разговоры о борьбе с коррупцией привлекательны для обывателя:

«Политическая подоплека в призыве вернуть кредиты есть. Но ситуацию это не обострит. Власть будет пытаться их вернуть, а населению все равно. Все будут радоваться, если вернут, но ничего не вернут. Почему в этом есть политическая подоплека? Потому что населению это приятно слышать. Это очень хорошая информация для обывателя, что вот нашелся такой президент, который взялся вернуть кредиты. И это отвлекает обывателя, народ от настоящих проблем. Это очень красиво звучит, что борются с коррупцией, пытаются вернуть деньги. На самом деле денег не вернут. Это пиар-кампания. Но те, кто взял кредиты, наиболее умные, у них на руках тысяча документов, и они их оформили получше, чем те, кто сейчас пытается предъявить им обвинения. Тот же фонд «Возрождение». Людям они тоже реально помогали. Это тоже правда. Мне самому тоже помогли, выдали деньги на приобретение лекарств. Неправильно было то, что на средства Спецсчета не было создано серьезных экономических производств», – считает Цхурбати.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG