Accessibility links

Немецкий след в Абхазии


Сухумские немцы собираются обычно по воскресным дням в небольшой кирхе на службе
Сухумские немцы собираются обычно по воскресным дням в небольшой кирхе на службе

Немцы поселились в Абхазии во второй половине XIX века, но в октябре 1941 года подверглись депортации. После Великой Отечественной войны в Абхазии появились пленные немцы, которые построили немало гражданских и общественных объектов, известные немецкие ученые работали в Сухумском физико-техническом институте.

Первые немецкие колонисты приехали в Грузию в октябре 1817 года. Их переселение осуществлялось в рамках Манифеста 1763 года Екатерины II, который предусматривал освоение незаселенных земель Российской империи. В 1804 году вышел Манифест Александра I, который требовал от колонистов знания виноградарства, шелководства, владения каким-либо ремеслом. Необходимо было также иметь семью.

Немецкие поселения возникли в Абхазии во второй половине XIX века. К 1879 году недалеко от Сухума появились три немецких села: Гнаденберг, Линдау и Найдорф. Это были поселения мастеровых, имевших крепкие и доходные хозяйства. Было организовано Сухумское общество лютеран, которое построило в 1913 году кирху, посвященную святому апостолу Иоанну.

Немецкий след в Абхазии
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:35 0:00
Скачать

21 октября 1941 года началась депортация немцев из Сухума. Немецкие села Абхазии были окружены солдатами, жителям немецких поселений объявили о выселении, им было приказано сдать в колхоз свой скот, а их имущество – дома, постройки, инструменты, мебель и прочее – было описано. С собой разрешили взять небольшое количество продуктов, одежды и домашней утвари.

24 октября выселяли жителей села Найдорф. Олена Крайбель поделилась воспоминаниями своей тети Катарины Шмидт, которая так описывала это катастрофическое для семьи событие: «Наше село было окружено солдатами, а у нас дома в большой комнате за столом сидел офицер и пил вино. Отца не было дома, он должен был ещё отвезти в город табак. Мама ходила по двору туда-сюда. Никто не понимал, что нужно делать. Урожай был ещё не убран. Кукуруза, тыквы, бобы и другие овощи ещё были на грядках. Картофель был ещё в земле. Виноград висел на лозе. Все фрукты ещё были на деревьях – яблоки, груши, орехи, хурма. Коров уже отвели в колхоз. Свиньи и куры были ещё дома. Вечером наш бык вернулся – он оторвался. Бык положил свою голову отцу на колени и плакал. В моей жизни я видела впервые такое, чтобы животные плакали. Мы собирались в дорогу. Отец зарезал свинью, и мама сложила мясо в кастрюлю. Мы взяли два одеяла, три подушки, один чемодан с одеждой и немного муки. Тёплой одежды у нас вообще не было. По селу от дома к дому бегала Майром, армянка. Она плакала и кричала: «О, боже! Что будет с этими людьми? Они поступают с вами так, как турки – с нами!» Она была совсем растеряна и боялась, что её тоже могут арестовать. Она пережила резню в Турции в 1915 году, тогда турки истребили армян. С тремя детьми она бежала через Кавказские горы в Абхазию. Она добралась до нашего села. Её дети умерли в пути, и она вынуждена была похоронить их в снегу. Вечером 24 октября 1941 года все немцы с их вещами были погружены в грузовики... Я ехала на последнем грузовике. Найдорф и Гнаденберг были пусты, только собаки выли, да в некоторых домах можно было увидеть свет, кто-то забыл потушить лампы. У моря нас снова окружили солдаты, и никому не позволялось никуда уходить».

Депортация проводилась на основании постановления Государственного комитета обороны «О переселении немцев из Грузинской, Азербайджанской и Армянской ССР» от 8 октября 1941 года.

В соответствии с постановлением, подписанным Сталиным, предписывалось выселить из Грузии более 22 тысяч немцев и переселить их в Казахстан. Переселение должно было начаться 15 октября и завершиться 30 октября 1941 года. Ответственность за его исполнение возложили на НКВД СССР. Наркомат путей сообщения и лично Каганович, а также Наркомат морского флота и лично Дукельский отвечали за организацию подачи вагонов и пароходов по графику. Совнаркому Казахской ССР из резервного фонда СССР на прием и расселение переселенцев выделялись три миллиона рублей.

Из Абхазии была выселена 261 немецкая семья. Семьям, которые выселялись, давали на сборы 48 часов. Везли людей в Казахстан в вагонах-теплушках и в трюмах пароходов. Многие погибали в пути.

Второй этап трагической истории немецких переселенцев начался после постановления Государственного комитета обороны СССР от 10 января 1942 года. В соответствии с ним «в целях рационального использования немцев-переселенцев мужчин в возрасте 15-50 лет, годных к физическому труду», а позднее и женщин до 55 лет мобилизовали в «трудовую армию». Из-за невыносимых условий труда и быта в «трудармии» погибло очень много людей.

Лишь в декабре 1955 года решением Президиума Верховного совета СССР находящихся на спецпоселении немцев сняли с учета и освободили от административного надзора органов МВД. Однако конфискованное имущество им не вернули и не разрешили возвращаться в места, откуда они были выселены. Только в 1972 году были сняты ограничения в выборе для немцев места проживания.

Незначительное число абхазских немцев вернулось. Сегодня в Сухуме действует лютеранское общество, оно немногочисленное, насчитывает примерно полтора десятка семей. Сухумские немцы собираются обычно по воскресным дням в небольшой кирхе на службе, которую проводит пастор Михаил Шлегельмильх.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG