Accessibility links

Один народ, один этноним


Перед всероссийской переписью населения, которая должна пройти в 2020 году, черкесские активисты вновь выступили с лозунгом – один народ, один этноним. Агитация ужа началась в социальных сетях. Не заставила себя ждать и официальная реакция – контркампания с осуждением указанной инициативы.

По словам черкесского активиста Аслана Бешто, цель акции – объединение разделенного народа и сохранение исторического наследия, которое пытаются размыть разного рода проходимцы от науки:

«Для нас – тех, кто называет себя адыгами, черкес – это экзоэтноним, с которым связано все наше культурное и историческое наследие, так или иначе, описанное за всю нашу историю. Вся вот эта возня, начавшаяся вокруг термина «черкес», вынудила нас обратиться в Российскую академию наук с просьбой разъяснить, кто же такие черкесы. Ответ Института этнологии РАН дал исчерпывающий ответ: разночтений быть не может».

Аслан Бешто подчеркивает: на любом другом языке тех, кто называет себя «адыгэ», называют черкесами. Перепись в России проводится на русском, следовательно, на вопрос, поставленный по-русски: «кто ты по национальности», следует отвечать на русском же: «я – черкес».

Один народ, один этноним
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:24 0:00
Скачать

Подобная агитация проводилась и в преддверии прошлой переписи населения в 2010 году. Тогда в Кабардино-Балкарии на призыв общественников откликнулись немногие, если учесть результат – 490 453 кабардинцев и 2475 черкесов, и это с учетом черкесов, которые переехали из Карачаево-Черкесии.

Аслан Бешто связывает столь скромные результаты с мощным противодействием. В 2010 году региональные власти организовали встречную кампанию. С осуждением инициативы выступали правительственная пресса, чиновники и так называемые общественники в штатском. И теперь, когда агитация только начинается, та же реакция на страницах официальной прессы. Аслан Бешто на примере своей семьи демонстрирует, как работал административный ресурс во время переписи 2010 года:

«Когда пришла переписчица, меня не было дома. Она даже не собиралась задавать вопрос о национальности. В принципе, в 90% случаев этот вопрос не задают – просто автоматически в графу «национальность» записывают – кабардинец, как до сих пор повелось. Когда мой отец начал настаивать, чтобы нас записали черкесами, переписчица ответила, что ей надо этот вопрос обсудить. Она куда-то позвонила, ее спросили, по какому адресу она работает. Женщина ответила, и ей сказали: «Запишите, как они хотят».

– Они поняли, что это твоя семья, и решили не устраивать скандал?

– Совершенно верно, а если бы были другие, переписчица настояла бы: дескать, надо записаться кабардинцами, мы по-другому не можем. В 99% случаев именно так и происходит. Результаты прошлой переписи убедили нас в том, что региональные власти получили прямое указание противодействовать данной инициативе.

– Зачем? Какой в этом смысл?

– Наверное, кому-то очень не хочется, чтобы адыги ощутили и осознали себя одним народом, с одним иноназванием, с одним самоназванием и единой культурой. Потому что из этого неизбежно следует вопрос: а как так получилось, что мы в одной стране разделены на пять субъектов. Это все, конечно же, не нужно ни федеральному центру, ни их назначенцам в регионах. Поэтому неслучайно уже началось противодействие нашей инициативе».

Пожалуй, единственный черкесский субэтнос, которому с точки зрения российского законодательства невыгодно переписываться черкесами, – это малочисленные шапсуги. Преференции, которые предоставляет закон о малочисленных народах, значительны: освобождение от службы в армии, квоты в российских вузах, неприкосновенность среды обитания, земельных угодий, развитие народных промыслов и многое другое. Но, как по этому поводу острят черкесские активисты: у шапсугов был бы шанс на защиту государства, если бы они жили на берегу Охотского моря, а не в субтропиках Причерноморья.

«Российский закон о малочисленных народах не работает в Шапсугии. Не работает сейчас, как не работал десять или пятнадцать лет назад, потому что никаких подзаконных актов Краснодарский край не принял, следовательно, никаких прав малочисленного народа у шапсугов нет. Я помню, как шапсугские общественники пытались судиться сначала в Сочи, потом раза четыре в Краснодаре, доходили до Верховного суда, он отправлял на рассмотрение обратно в Краснодар… Поэтому не стоит надеяться. Даже если десять шапсугов останется, все равно не признают малочисленными», – говорит черкесский общественник из Майкопа Али Бганэ.

Если провести параллель, допустим, с немцами, то это разделение выглядело бы приблизительно так: отдельные национальности – баварцы и тирольцы, и отдельно – немцы (deutsch).

И в советское время черкесы считали себя народом, искусственно разделенным: по названиям субэтносов на кабардинцев и шапсугов, на адыгейцев (по самоназванию «адыгэ») и экзоэтнониму «черкес». При всей очевидной абсурдности подобного разделения в Советском Союзе тема была табуирована, партийные органы пресекали любые рассуждения на эту тему, и, наоборот, приветствовались публикации, научные труды, якобы доказывающие, что это разные народы.

Уважаемые посетители форума "Эхо Кавказа", пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG