Accessibility links

Ползучий нейтралитет


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Ни для кого теперь уже не секрет, что постсоветское пространство рассматривается Кремлем как арена гибридной войны, в которой используются нехитрые приемы, одинаковые как в самой России, так и за ее пределами. Особым разнообразием они не отличаются и главным образом нещадно эксплуатируют все самое темное, что есть в людях, – ксенофобию, отсталость, агрессию и самые различные страхи, преимущественно, выдуманные.

Конечно, первое, второе и третье места в арсенале способов ведения гибридной войны занимает бессмертная тема – геи. Борьба с несуществующими фантомами, вроде гей-парадов, которые никто проводить не собирается, и однополых браков, которые никто узаконивать не собирается, – это, так сказать, тяжелая артиллерия «ватной» пропаганды. Мать-пушка, бьющая по площадям.

Но какая мать без детишек и какая война может вестись только пушками? Время от времени в борьбу включаются пулеметы и автоматы, вроде великой духовности и единоверия. Сейчас на наших глазах «русский мир» выстрелил еще из одного, даже не пулемета, а целого гранатомета, – и на летящем в нашем направлении снаряде большими буквами написано: «НЕЙТРАЛИТЕТ».

Этот боезапас в арсенале гибридной войны – довольно-таки популярен, так как очень прост для восприятия. Что может быть проще? Мы не хотим быть ареной войны между Россией и Западом, Москва требует от нас отказаться от НАТО, и, если мы это сделаем, возможно, Москва от нас наконец-то отвяжется.

А еще очень убедителен аргумент по поводу того, что в НАТО нас и так никто не принимает, ну так зачем лишний раз навлекать на себя беду и портить отношения с Москвой ради конторы, в которую нас и так не примут? Так что ура, товарищи, да здравствует нейтралитет!

Споры о том, нужно ли Грузии добиваться нейтрального статуса, кипят уже многие годы, когда один из российских послов открыто сказал, что именно это устроило бы Россию больше всего. Как это очень часто происходит в Грузии, спор – ни о чем. Предмет спора существует только в воображении спорящих. Нейтралитет в Грузии невозможен, и даже если возможен, то он не решит ни наших проблем с Россией, ни самого главного – территориальных конфликтов.

В целом сторонники нейтралитета постоянно апеллируют к примеру Швейцарии – вот посмотрите, как швейцарцам удалось сотни лет держаться в стороне от войн – и нам так же надо.

Меня всегда поражало, почему все представители недоделанных недогосударств сравнивают себя исключительно с этой уникальной страной. Всю жизнь слышу: «Будет как Швейцария», «У нас природа как в Швейцарии», «Нам надо брать в качестве примера швейцарский путь развития» и прочий бред... Народ, вы на себя в зеркало когда в последний раз смотрели? Какая из вас Швейцария? Если будете пахать как Папа Карло – через 15-20 лет, возможно, Болгарию догоните...

Что ж. Давайте посмотрим, почему и как Швейцарии удалось стать нейтральной. Произошло это не потому, что они были такие уж непобедимые воины. И не потому, что у них огромная армия, основанная на всеобщем резерве, – как любят предположить сторонники всеобщего права на ношение оружия.

Смешно говорить о дееспособности швейцарской армии, которая на самом деле – просто перечень оружия и числа резервистов. Никакой боеспособности не может быть у нации, которая не воевала 500 лет. В XIX веке любая европейская сверхдержава могла сломать Швейцарию за пару месяцев, а сегодня один батальон ИГИЛ мог бы пройти всю страну вдоль и поперек, плюнув и на резервистов, и на право ношения, и на количество танков.

И уж точно Швейцария не стала нейтральной только потому, что ей так захотелось. Швейцария стала нейтральной потому, что так было выгодно всем. Мощным европейским империям, которые постоянно воевали друг с другом, монархам, генералам, казнокрадам и мародерам всех мастей.

В замечательном фильме «Волк с Уолл-стрит» швейцарский банкир говорит американскому биржевику-мошеннику: «С точки зрения финансов, вы сейчас – в раю». Вот именно: в те ужасные, полные войн и кровопролития годы всем нужен был рай, желательно, в шаговой доступности. Чтобы можно было спокойно отдыхать во время очередной войны, чтобы было куда эвакуировать семейство, чтобы было где проводить встречи с противниками – официальные или сепаратные, чтобы было где прятать награбленное добро...

Если учитывать, что с точки зрения географии, земельных и прочих ресурсов, выхода в открытый мир от Швейцарии пользы как с козла молока, – то лучшего кандидата на всеобщий рай найти было невозможно. Швейцарию никто не хотел завоевывать по причине очевидной бессмысленности этой затеи, соответственно, идея нейтралитета была приемлемой для всех.

Предполагать, что и Грузия может стать нейтральной – абсурд, так как наше географическое расположение и, что самое главное, наличие рядом буйного и непредсказуемого соседа исключают какой-либо консенсус между основными политическими игроками в регионе.

Но и это не главное. В конце концов, может быть, стоит попробовать? В Москве только и говорят, что о НАТО, ну так давайте пойдем им навстречу, откажемся от идеи вступления в Альянс. Авось Москва подобреет и вернет нам землишки. Ну, или на крайний случай – отстанет.

Но, увы. Верить этой правдоподобной сказке может только тот, кто либо ничего не смыслит в политике, либо – открытый враг Грузии. На самом же деле Россия не оставит нас в покое по той простой причине, что в кремлевской политике нет логики в духе «откажитесь от НАТО, и мы вас оставим в покое».

Уж если на то пошло, то в сегодняшней российской политике нет вообще никакой логики. Везде – от Грузии до Венесуэлы экономические и прагматические интересы для Москвы не являются главными. Они лишь средство, а цель – империя ради империи, сама по себе. Ощущение того, что «наконец нас уважают»... Иначе можете объяснить мне, какие такие экономические интересы есть в России в Грузии или, того хуже, в Южной Осетии?

Нас не оставят в покое, не надо питаться иллюзией. «Нейтралитет», особенно с учетом того, откуда идет эта идея, – это хорошо упакованная ползучая агрессия. Отказ от НАТО – это просто слова, так как в Москве лучше нас с вами знают: никто ни в какое НАТО в обозримом будущем нас не примет. Соответственно, торг по этому вопросу невозможен.

Однако открытый отказ от НАТО открывает торги по другим, более реальным и существенным вопросам – перспективы вступления в ЕврАзЭС, участие Грузии в стратегических проектах, которые в Москве оценивают как антироссийские, – газопроводы, нефтепроводы, участие в проектах с целью транспортировки грузов из Азии в Европу в обход территории РФ.

Отказаться от НАТО – это означает показать слабость, готовность идти на компромиссы в стратегических вопросах. Вот тогда Москва на вас насядет по полной и не слезет до тех пор, пока все, что имеет хоть какую-то ценность в Грузии, не будет спущено в унитаз. Останемся лишь в качестве поставщиков вина и яблок... Да, и что самое главное: за все это хорошее поведение нам не вернут никаких территорий. На первых порах под грандиозный шум создадут комиссию, которая начнет прямые переговоры между сторонами, но, как только выяснится, что говорить не о чем, комиссию спрячут в долгий ящик.

Нейтралитет Грузии – это когда на вас даже деньги не тратят. Не считают нужным. Нейтралитет Грузии – это когда вас развели, как полных лошар. Заманили в мышеловку, в которой не было даже сыра. Понадеялись только на вашу природную глупость...

Оправдается ли это расчет? Ответ – исключительно в наших с вами руках...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG