Accessibility links

Хорошо там, где нас нет, или О неожиданных листовках в Магасе


Виталий Шария
Виталий Шария

На днях в российских, грузинских, украинских и других интернет-изданиях и сайтах появились публикации под такими хлесткими заголовками, как «Ингушетия готова покинуть Россию и присоединиться к Грузии».

Вот начало публикации в EADaily: «В столице Ингушетии Магасе и других крупных населенных пунктах распространяются листовки с призывом выхода Ингушетии из состава России и присоединения к Грузии. «Просим руководство Грузии и мировое сообщество поддержать наш выбор и принять Ингушетию в состав Грузии, паспортизировать внутренними паспортами Грузии или стран большой семерки – США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Японии, Италии», – говорится в листовке, наклеенной на доске объявлений в Магасе. Лидеры протестов против главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова отвергают свою причастность к данному призыву. «Вероятно, речь идет о появлении новых радикальных сил, которые могут быть сгруппированы в республике и уже в другом формате готовы выступить против действующей власти», – сообщает ресурс ингушской оппозиции «Фортанга.Орг».

Хорошо там, где нас нет, или О неожиданных листовках в Магасе
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:10 0:00
Скачать

Эта новость, которую кое-кто даже воспринял как фейковую, не могла не вызвать реакции, в частности, и в абхазском сегменте соцсети «Фейсбук». Мне самому не удалось найти это обсуждение в одной из групп ФБ, но заслуживающий доверия собеседник пересказал наиболее запомнившееся ему: кто-то, мол, предостерегает ингушей, что в составе Грузии они могут быть низведены до уровня бесписьменного этноса, как мегрелы. Все это, конечно, проявление известной всем нам интернет-болтологии. Уже хотя бы потому, что, как пишет в «Обозревателе» весьма оппозиционно настроенный к российской власти политолог Дмитрий Орешкин, шансы на отделение Ингушетии от РФ, на его взгляд, «исчезающе малы».

Но хочу сказать о другом: было трудно ожидать, что в Абхазии, которая многие советские десятилетия рвалась из состава Грузинской ССР, этот призыв не вызовет недоуменной реакции. И, конечно, тут же многие стали вспоминать сталинско-бериевские времена, когда абхазский язык последовательно изымался из общественной сферы, абхазские школы были переведены на грузинский язык обучения и ударными темпами работал трест «Абхазпересенстрой», неуклонно снижая долю абхазского населения в Абхазии...

Ну, а мне вспомнилось, как в период войн в Чечне тогдашнее второе лицо в ЛДПР, позднее обвиненный в мошенничестве и сбежавший от российского правосудия за границу Алексей Митрофанов на телевизионном ток-шоу решил «схохмить» и предложил поменять один народ, который не хочет жить в России, на другой, который хочет жить в ней. Подразумевались чеченцы и абхазы. Мне это высказывание запомнилось особым цинизмом не только потому, что он, естественно, не спрашивал у абхазского народа о его желаниях, но и потому, что говорил даже не про обмен территориями, а о переселении народов... Этакий маленький Навуходоносор или Сталин!

Но вернемся к листовкам. «Кавказ. Реалии» сообщает, что оппозиционеры в самой Ингушетии назвали эту акцию «провокацией». Уточняется, что появление листовок прокомментировал представитель правозащитной организации «Машр» Руслан Муцольгов. Он подозревает, что призывы расклеены для того, чтобы обвинить тех активистов оппозиции, которые еще остаются на свободе после волны арестов участников митинга протеста. Муцольгов предположил, что авторы листовок пытаются радикально настроить молодежь республики. В других высказываниях в Ингушетии можно встретить предположения, что листовки – дело рук провокаторов извне.

Вместе с тем трудно спорить с тем, что у грузин с ингушами действительно были более теплые отношения, чем с другими северокавказцами. Это явственно проявилось в позднесоветский период обострения межнациональных отношений. В Грузии грузино-осетинские противоречия привели на рубеже 80-х-90-х годов прошлого века к массовому выезду десятков тысяч дисперсно проживавшего осетинского населения и к войнам в Южной Осетии, а в России осетино-ингушские противоречия из-за Пригородного района – к кровавым столкновениям 31 октября – 4 ноября 1992 года. Ну, а враг моего врага – это, как говорится, мой друг.

Тем не менее хочу развенчать весьма распространенный миф о том, что среди северокавказских добровольцев, пришедших на защиту Абхазии в войне 1992-1993 годов, не было ингушей. Да, по сравнению с кабардинцами и другими представителями черкесского мира, чеченцами, их было немного, но они были. Я слышал о них и во время той войны. А в книге военного историка Валико Пачулия «Грузино-абхазская война» в списке погибших воинов Вооруженных сил Абхазии приведены имена четверых ингушей. Это Назир Белхороев, Леча Белхиев, Ибрагим Евлоев и Руслан Шалиев.

В сегодняшней Игушетии весьма сложная обстановка. В частности, и из-за территориальных споров с соседями. Еще в 2008 году, во время президентства Мурата Зязикова, ингушские оппозиционеры поднимали вопрос о выходе из России, правда, о Грузии тогда речь не заходила. Вот цитата из одной тогдашней публикации: «Оппозиция Ингушетии рассматривает возможность обращения к мировой общественности с просьбой «отсоединить» республику от России, сообщил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» руководитель Оргкомитета общенационального митинга протеста Магомед Хазбиев. «Нам нужно просить Европу или Америку, чтобы нас отсоединили от России. Если мы неугодны этой стране, что дальше делать, мы не знаем», – сказал Хазбиев. Он добавил, что необходимо также «остановить геноцид ингушского народа» и обратить внимание на ту ложь о «процветающей Ингушетии», которой кормит весь мир Мурат Зязиков».

Сейчас же, как пишут российские СМИ, в социальных сетях, где собираются ингушские оппозиционеры, все чаще встречаются хвалебные посты в адрес Грузии. Возможно, как считают некоторые наблюдатели, это способ давления на Москву, а возможно, и впрямь авторы постов считают, что стоит оказаться в одном с Грузией государстве (сейчас между ними отрезок границы в 45 километров), тогда и будет ингушскому народу счастье.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG