Accessibility links

Традиционализм против прогресса


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

В прошлом блоге я рассказывал о своих вечных спорах с грузинскими традиционалистами в социальных сетях и акцентировал внимание на присущей им чрезмерной, неадекватной в нынешних условиях гомофобией. Однако спорят они не только о геях, и вопрос: «Почему нельзя развивать экономику и строить страну, будучи при этом гомофобом?» – не единственный в таком духе.

Есть еще схожие, родственные вопросы: например, «Почему Грузия не может быть религиозной страной и при этом быть высокоразвитой и образованной?» Да, действительно, почему нет? Разве какая-либо религия мешает человеку учиться, работать, совершенствовать свои профессиональные навыки? Наоборот, послушать наших попов – так они все только об этом говорят: учитесь, дети, иначе ничего путного из вас не получится.

Что ж, почему? Почему чем более религиозная страна, тем менее в ней развиты, скажем, высокие технологии? Разве есть между этими двумя явлениями прямая связь? Тут как и в случае с гомофобией и верховенством закона – связь непрямая, неочевидная. Ее не потрогать руками и не определить единой формулой, но она есть.

Судя по моим наблюдениям, все дело в том, что религия – это догма. Как и любая другая догма, она не терпит отступлений от общепринятой нормы. Шаг влево, шаг вправо – и ты еретик, в худшем случае, загремишь на костер, в лучшем – обругают в соцсетях.

Чрезмерно религиозный человек смотрит на мир в очень узком коридоре, так как с самого детства привык к догмам. Он знает все, что ему нужно, знает, что хорошо и что плохо, и не задает лишних вопросов, поскольку ему с детства внушают: слушай, что тебе говорят, и повинуйся.

В итоге религиозные люди привыкают не задавать лишних вопросов, не нарушать нормы и не идти против установленных табу. Не плыть против течения – вот главный жизненный принцип любого неистово верующего. Добавьте к этому нетерпимость к альтернативному мнению, которую как бы между прочим вбивает в голову религия, – и вы получите гражданина, который неспособен выйти за очерченные кем-то рамки.

Люди, сидящие в рамках и не позволяющие себе идти против принятых правил, никогда не создадут ничего путного. Примером этого является исламский мир, который подарил миру искусство, науку, архитектуру, растил математиков и поэтов ровно до того момента, как было принято решение о том, что на все вопросы уже даны ответы, спорить больше не о чем и «наше» толкование Корана – единственно верное. А кто не согласен – пусть прощается с головой.

И, напротив, пример христианского мира, который прозябал в страшной нищете, проливал реки крови и целыми континентами вымирал от чумы и тифа до тех пор, пока европейцы не решили, что с них хватит, и отодвинули религию на второй план.

Не является исключением и Грузия: чем больше мы будем говорить об «истинной вере», о «единственно верном православном учении», о «великой духовной миссии» и прочей белиберде – тем меньше мы будем говорить о технологиях, математике и физике, тем меньше у нас будет квалифицированных инженеров и тем больше бесполезных кликуш, которые к тому же бегут сдаваться в европейские лагеря беженцев при первой же возможности.

Второй вопрос, который интересует моих оппонентов: «Почему нельзя строить высокоразвитую страну и при этом чтить традиции предков?» И, действительно, почему? Разве есть какая-то связь? Разве какие-либо национальные традиции запрещают получать образование, учиться, работать, совершенствовать навыки?

Как и в вышеприведенных случаях, и тут – все очень зыбко и неоднозначно. Потрогать руками взаимосвязь не получится – это вам не физика, это более тонкая материя.

В первую очередь – традиционализм бывает разный, соответственно, и воздействие имеет различное. К примеру, японский традиционализм воспитывает в человеке покорность и стремление достичь совершенства в своем деле. Японцы перенесли эти свойства характера с рисовых полей в гигантские корпорации и получили сногсшибательный результат. Иначе и быть не могло. Таковы японцы, и таковы их традиции.

Если мы говорим о Кавказе, в том числе и Грузии, то традиция достигать совершенства в собственном деле – это не про нас. Большинство традиций и установок в нашем регионе никак не направлены на прогресс и стремление человека идти вперед, напротив, весь смысл кавказских традиций – это консервация того, что есть.

То же, что и в религии, – ни шага вправо-влево, а уж вперед – даже думать не сметь. Наши бабушки и дедушки оставили нам все, что надо, а они были поумнее нас с вами. Результат – аналогичный. В традиционалистских странах не принято выделяться. Своеобразие подвергается насмешкам, оригинальность мысли – осуждению, попытка плыть против течения приводит к отторжению со стороны социума. Если ты выглядишь, ведешь себя или мыслишь не так, как положено, – ты чужак. А кто хочет быть чужаком?

Обратите внимание, что является основой любого консервативно-традиционалистского менталитета, в том числе и кавказского, – подчинение мнению старшего. Дедушка сказал – Бог сказал. Дедушка всегда умнее и опытнее, и если он что-то сказал, значит, так тому и быть. Традиционалистский подход не учитывает, что старики бывают разными и старость вовсе не является обязательным символом большого ума. То, что человек старше, не значит, что он умнее, возможно, он просто дольше ошибался. Да, жизненный опыт, несомненно, в плюс, однако иногда самый большой жизненный опыт дает самые неправильные советы.

В традиционалистских нациях нет главного, нет соли земли – конфликта между поколениями. 20-летние мыслят как 80-летние, и это основная причина того, что такие нации будут вечно топтаться на одном месте. Традиционный кодекс поведения отрицает индивидуальность. Идеальный вариант для среднестатистического кавказца – чтобы выглядел как Кадыров, а мыслил как Билл Гейтс. Увы, это невозможно. Индивидуалисты, способные бросать вызов существующим порядкам и тянуть человечество вперед, – всегда не соответствуют стандартам и шаблонам.

Посмотрите на это фото – так выглядел в молодости Билл Гейтс.

А теперь честно, положа руку на сердце, скажите: представляете себе такого юнца в Грозном, Махачкале или хотя бы в Тбилиси 80-х годов? И представьте себе, с каким презрением к нему будут относиться в школе, на улице, как крутые соседские парни будут отпускать язвительные насмешки типа «о-о-о, пришел наш профессор». Как братья будут его стыдиться, а родственники пытаться наставить на путь истинный, чтобы он стал нормальным кавказцем...

В этом, по моему абсолютному убеждению, причина отсталости традиционалистских и чрезмерно религиозных стран – неготовности спокойно относиться к индивидуализму и инакомыслию.

Если никто не плывет против течения, если общество не приемлет белых ворон, а 18-летний юнец является ментальной копией старшего поколения, – нация обречена на хроническое отставание.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG