Accessibility links

В плане бреда


Давид Каландия
Давид Каландия

А помните, в СССР были «трудовые семестры»? Всесоюзный студенческий строительный отряд (ВССО) при ЦК ВЛКСМ, который направлял и контролировал эти семестры. Нынешнее подрастающее поколение, наверное, мало об этом знает, а в свое время сие явление было всесоюзным и добровольно-обязательным. Во время летних каникул из высших учебных заведений брали студентов, сколачивали из них отряды и отправляли на разные стройки. ВССО являл собою некую форму организации оплачиваемого труда учащейся молодежи, организовавшегося на основе официальных нормативных актов государства. Поскольку речь шла о работе студентов в свободное от основной учебы время, то есть летом, эта форма получила название «трудового семестра».

Согласно уставу ВССО, участие в стройотрядах было делом сугубо добровольным, но, как и все остальное в СССР, «добровольное» являлось обязательным. Вузы Советского Союза своих студентов, несмотря на их желания-нежелания, отправляли на стройки или «зеленые работы». А далее рапортовали центру, что наказ выполнен.

Для студентов из малообеспеченных семей это начинание в ряде случаев было весьма интересным. Они радостно шли в стройотряды, работали и зарабатывали. Ребята из России мне говорили, что за сезон они иногда получали от 800 до 1200 рублей, что было в то время большущими деньжищами. Когда человек хочет заработать и ему предоставляется такая возможность, он идет и зарабатывает. И это происходит сугубо на добровольных началах. Но в стройотряды гнали всех без разбора, и силой. А почему? Почему и зачем это надо было делать? В те далекие советские времена я не задавался такими вопросами, почему силой надо заставлять человека делать то, что ему не надо. Я вообще вопросов не задавал, думал, раз надо, так надо. Это сейчас я умный и пытаюсь разобраться, что и почему. А раньше был дурак-дураком. День прожил – и слава богу.

Так вот теперь я начинаю задумываться, почему же комитеты комсомола посылали на заработки тех людей, которые этого не хотели? Может, это своеобразная трудотерапия или просто студентов приучали к физическому труду? Не знаю. Где-то наверху, в самом центральном комитете комсомола придумывали циферки, которые должны были быть выполнены. Потом эти циферки рассылались по республикам, и там уже местные центральные комитеты заставляли вузы выполнять план по охвату студентов. И студентов охватывали в обязательном порядке. Вузовские комитеты комсомола составляли список студентов, которые должны были летом ехать в отряды и махать киркой и лопатой. Нужно это студенту или нет, его никто не спрашивал – поезжай, работай и зарабатывай деньги!

Увильнуть от трудовой повинности без весомой справки было чревато! Если студент по неуважительной причине отлынивал от стройотряда, его могли изгнать из рядов ВЛКСМ, после чего его увольняли из института с волчьим билетом. Уволенный студент всю жизнь потом носил на себе клеймо прокаженного. Ни на какие должности, кроме рабочих, такой отказник в дальнейшем не мог быть назначен – только разнорабочий или шпалоукладчик, или могильщик, ну и т. д.

Я учился в Тбилисской госконсерватории, и, исходя из специфики нашего вуза, на строительные работы нас не брали – все-таки главным орудием музыканта были руки. Нас посылали на «зеленые работы», то есть мы собирали яблоки или окучивали виноград, или ковырялись в початках кукурузы. Тоже не самая полезная работа для музыкантских конечностей, но хоть какое-то послабление: не «майна» и «вира» и не кирпичи и бетон.

Почему я заговорил на эту тему? Недавно, копаясь в старых газетах и журналах, я встретил аббревиатуру ВССО и нахлынули воспоминания. Потом поинтересовался, а откуда пошло это движение? И поднял архивы. История стройотрядов начинается аж с 20-х годов прошлого века. Впервые учащиеся были привлечены на сельхозработы летом 1920 года в Донбассе. Первый же «трудовой семестр» советских студентов прошел летом 1924 года, когда ВЦСПС и Наркомат труда и просвещения издали первую инструкцию о практике студентов в летнее время. Решение о создании первого студенческого отряда было принято 13 октября 1958 года на IX отчетно-выборной конференции комсомольской организации физфака МГУ (все-таки недаром я всегда верил, что физики – народ нестандартный). В 1966 году в Кремлевском Дворце съездов состоялся первый Всесоюзный слет ВССО, где был принят единый для всех отрядов Устав, а в 1969 году создан Центральный штаб ВССО при ЦК ВЛКСМ. В общем, это был мощный аппарат, целью которого было приучить молодежь к физическому труду.

К труду в СССР было отношение особое; 12-я статья Конституции СССР 1936 года гласила: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: "кто не работает, тот не ест"». То есть неработающий человек автоматически лишался право на еду, а тем самым – на жизнь. Если человек не любил трудиться, если он не ходил на работу, если он более четырех месяцев не начинал трудовую деятельность (любую), то его объявляли тунеядцем, что в законодательстве СССР 1961-1991 годов являлось составом преступления и наказывалось лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года.

Если человек нигде не работал – его сажали в тюрьму! Сейчас это кажется дикой историей, но это было так. За тунеядство наказывали!

Ярким примером такого наказания являлось дело Иосифа Бродского, когда в 1964 году великого поэта арестовали именно за тунеядство, и в камере с ним случился сердечный приступ. С тех пор поэт все время страдал стенокардией, что в конце концов привело к его преждевременной смерти в 55 лет. Еще одно косвенное преступление советского режима.

Комсомол ставил задачей провести через навыки физического труда все слои населения. Смысл этого мне не ясен до сего дня. Для чего физику или, скажем, врачу или художнику месить цемент, бегать с тачкой, копаться в песочке, перебрасывать кирпичи? Что это ему дает в профессиональном плане? Или это для того, чтобы жизнь ему медом не казалась? Ведь СССР был государством рабочих и крестьян, интеллигенции, как класса, в нем не существовало. Интеллигенция была прослойка, но не классом. Вот и эта прослойка должна была всем организмом почувствовать, что такое физический труд и кто в стране хозяин.

Наверное, это так, хотя, может, сейчас я просто фантазирую.

Да, и если речь пошла о фантазиях, то в плане бреда у меня родилась идея.

СССР давно распался, мы живем в солнечной Грузии, в свободной стране, где нет ни комсомола, ни партийных ячеек, ни красных галстуков, ни мумии вечно живого Ильича. Но у нас есть Министерство спорта и молодежи. Со спортом это министерство более или менее справляется: скорее менее, чем более. Но вот что оно делает по части молодежи?

Наверное, было бы неплохо, если министерство смогло бы организовать в летние месяцы студенческие отряды, в которые бы шли молодые люди, желающие подзаработать. Наверное, под это дело можно и какие-нибудь грантики сорвать. В стране непочатый край работы – что в аграрном секторе, что в строительном, что в дорожно-транспортном. Почему бы не удовлетворять растущее желание молодых людей заработать? Плюс еще можно по ходу дела обучать студентов какому-то ремеслу, если, конечно, они этого хотят.

Только не надо для управления сего процесса создавать огромные департаменты, раздувать штаты, ремонтировать себе кабинеты, закупать кораблеобразные джипы и набирать советников из родственников и знакомых М.С. Можно все делать потихоньку, с чувством, с толком и расстановкой. А что, ведь огненная идея, а?

Кстати, в России с 2003 года снова решили восстановить идею стройотрядов и создали общественную организацию «Российские студенческие работы». Принципы те же, что и при ВССО, только работа сугубо добровольная.

Хотя, я сейчас вспомнил, что все российское нам не подходит, а скорее, наоборот.

Все, о России забыли!

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

XS
SM
MD
LG