Accessibility links

Давид Сараджишвили уходит из Дома писателей


Нарисованная фигура статична, но по ощущениям от увиденного рисунка – Сараджишвили уходит из Дома писателей
Нарисованная фигура статична, но по ощущениям от увиденного рисунка – Сараджишвили уходит из Дома писателей

Около пяти десятков грузинских писателей объявили бойкот Фонду грузинской литературы. Этот фонд по решению Министерства образования, науки, культуры и спорта был создан в конце прошлого месяца. Впрочем, новая структура появилась не на пустом месте, а за счет упразднения двух старых – Дома писателей и Национального центра книги.

На стене Дома писателей накануне появилась фигура известного общественного деятеля Давида Сараджишвили – первого владельца этого здания. Образ легко узнаваем: борода, костюм, шляпа и неожиданно – современный чемодан в руках. Нарисованная фигура статична, но по ощущениям от увиденного рисунка – Сараджишвили уходит из Дома писателей.

Автор рисунка – уличный художник Гагоша, чьи работы, как правило, своего рода отзыв на социальные и политические процессы, протекающие в стране. Этой конкретной иллюстрацией, по его словам, он выразил свою солидарность с писателями, выступающими против создания Фонда грузинской литературы, а вернее будет сказать, против упразднения за его счет двух важных для литературного мира структур.

Давид Сараджишвили уходит из Дома писателей
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:45 0:00
Скачать

В открытом письме, которое подписали уже почти 50 писателей, они объясняют, кому выражают поддержку, кого бойкотируют и почему:

«Национальный центр книги и его руководитель Дея Метревели вместе со всеми сотрудниками настолько образцово справились с самым ответственным международным проектом в истории независимой Грузии, когда страна стала почетным гостем Франкфуртской ярмарки, что тем самым смогли изменить отношение к Грузии на международной арене. В свою очередь Дом писателей вместе с его руководителем Наташей Ломоури и ее сотрудниками взяли под опеку находящийся в упадке дом, полностью изменили его вид и создали очаг литературы международного значения. Благодаря им перспектива приехать на Тбилисский литературный фестиваль стала интересна самым важным мировым авторам (...) Наш ответ на все это – полный бойкот, полное неповиновение этому решению власти и министерства».

Писательница Теона Доленджашвили – одна из тех, кто подписал это письмо. По ее словам, какие именно формы может принять этот бойкот, выяснится по мере развития событий.

«В первую очередь нам нужны ответы на вопросы, почему было принято решение закрыть эти две успешные структуры и помешать тому литературному процессу, который успешно развивался все это время. Мы протестуем именно против этого. Мы, разумеется, не можем бойкотировать свое дело. Нам, писателям, не нужны институции, мы свободные люди, мы продолжим писать книги, и, надеюсь они и так (без фонда) будут переводиться и выходить за границей (...) Я не могу говорить от имени местных и иностранных издателей, от имени переводчиков, но что касается именно меня - тех авторских прав, которые все еще остаются за мной, тех аспектов, которые касаются рабочих поездок и прочего, я буду стоять вместе со своими единомышленниками», – говорит Теона Доленджашвили.

На вопросы, которые задают писатели, хотела бы знать ответы и Наталия Ломоури, теперь уже бывший руководитель Дома писателей. Она говорит, что в ходе реорганизации, которую проводит Минкульт, с ними никто не консультировался. По словам Ломоури, рекомендация европейских экспертов, на которую ссылаются в ведомстве, объясняя причину реорганизации, была интерпретирована неверно – намеренно или по ошибке:

«Все, что произошло, не имеет к этой рекомендации никакого отношения. В ней речь идет о повышении эффективности юридических лиц публичного права, подотчетных Минкульту. Их, кстати, действительно, ненормально много. Так, чтобы повысить их конкурентоспособность, чтобы они не были организациями, где люди просто получают зарплаты, предлагалось поставить их в такие условия, чтобы они начали задумываться о привлечении частных инвестиций и прочем, одним словом, активизировались. Это никоим образом не может касаться нас, т.к. и Дом писателей, и Центр книги – одни из лучших примеров взаимодействия с частным сектором. Два года назад мы открыли Резиденцию писателей, в которую миллион лари вложила Ассоциация бизнеса Грузии, более 200 тысяч уже было вложено в Музей Сараджишвили и так далее».

Главой нового Фонда грузинской литературы была назначена Ирма Ратиани – профессор ТГУ, на протяжении лет руководившая Институтом литературы. Первого июня в публичной библиотеке должна была состояться встреча, в ходе которой Ратиани планировала рассказать в деталях о самом фонде и о ее видении его деятельности, впрочем, встреча отменилась. Связаться с Ратиани сегодня «Эху Кавказа» не удалось. Между тем в конце прошлого месяца, отвечая на вопросы грузинской службы Радио Свобода, новоиспеченная глава Фонда литературы высказала сожаление в связи с тем, что ситуация в литературных кругах так накалилась. Ратиани заверила, что опасности срыва намеченных мероприятий и проектов не существует.

XS
SM
MD
LG