Accessibility links

Габуния как Герострат


Виталий Шария
Виталий Шария

Юго-восточный сосед Абхазии в последние недели стал активным поставщиком скандальных новостей для мировых СМИ. Не успели стихнуть комментарии к «Гавриловской ночи» в Тбилиси с 20 на 21 июня и ее последствиям, как воскресным вечером 7 июля информационное пространство взорвала выходка телеведущего канала «Рустави 2» Георгия Габуния, который в прямом эфире стал оскорблять российского президента Владимира Путина и память его покойных родителей.

Кстати, абхазская ветвь фамилии Габуния довольно многочисленна, а имя Георгий распространено в Абхазии, как и во многих других странах, так что я совершенно не удивился, когда в фейсбучной ленте на глаза попался «крик души» одного из живущих в Абхазии пользователей с этими именем и фамилией, который жаловался: за минувшие сутки ему поступили десятки запросов на добавления в друзья – явно в связи с тем, что его путают с тбилисским Габуния, к которому он не имеет никакого отношения.

Многие мои сухумские собеседники нередко сопоставляли реакцию в самой Грузии на июньские и июльские события в Тбилиси и задавались вопросом, почему в основной своей массе она была столь разнонаправленной. И впрямь, ведь, казалось бы, что может быть абсурдней агрессии против несчастного «православного коммуниста» Сергея Гаврилова, которого угораздило сесть, куда не нужно, но почти все политические силы Грузии, включая президента, объединились тогда в «праведном гневе» против России как врага и оккупанта. Причем даже некоторые российские СМИ, которые сочувствовали Грузии, излагали события так, что Гаврилов «уселся» в кресло спикера грузинского парламента – будто он с боем прорывался к нему. Но, хорошо известно, его усадили в него «радушные хозяева», которые зазывали в Грузию даже родственников гостей из Межпарламентской православной ассамблеи.

Многие телезрители в Абхазии обратили, кстати, внимание на кадры: когда грузинские оппозиционеры захватили во время перерыва в заседании МПА место спикера, чтобы не допустить «оккупанта» в то же кресло, депутат Ада Маршания, которая позиционирует себя как абхазка, отважно сражалась с ними, безуспешно пытаясь их отогнать от него. До этого в Абхазии обычно рассуждали о наивности ее с единомышленниками по «Альянсу патриотов Грузии» надежд на то, что можно упросить Москву «вернуть» Абхазию Грузии, но в тот момент ее попытки урезонить буянивших грузинских парламентариев и соблюсти элементарные традиции кавказского гостеприимства вызвали уважение. Однако потом Ада и ее друзья как-то «исчезли с радаров», и один мой собеседник высказал предположение, что это ведь наверняка они своими визитами в Госдуму России, попытками «навести мосты» и явным неумением просчитывать все последствия «достарались» до этого сыр-бора.

Дефицит интеллектуальности прослеживается и в действиях эпатажного телеведущего Георгия Габуния. Вспомнилось, как в марте прошлого года его обвинили в богохульстве, ибо в подводке к сюжету о пересадке деревьев из Аджарии и Гурии он сказал: «Иисус Христос допустил ошибку, когда две тысячи лет назад для проповеди пришел в Израиль». Мол, если бы Иисус пришел два или три года назад в Аджарию, то «его не распяли бы, так как в регионе не осталось бы деревьев для изготовления креста». Не мне судить о том, было ли это богохульство, но охранников к нему пришлось тогда приставить. Мне же видится тут, прежде всего, неуклюжая попытка сострить, что, как правило, выдает человека неглубокого ума. Вот и нынче Габуния решил «оседлать» тему, доминирующую в грузинском обществе, взлететь на ее гребне и сорвать самые громкие аплодисменты. Но опять же не хватило, видимо, как говорится, серого вещества.

Ярость и порицание, с которыми на него обрушилось подавляющее большинство в грузинском обществе, зиждется, рассуждают многие, на двух основных моментах. Во-первых, нормальный человек всегда постарается дистанцироваться от грязи, не захочет, чтобы его страну ассоциировали с подобным уровнем «самовыражения». А «мат в адрес могил предков выходит за цивилизованные рамки», – как было сказано в заявлении партии «Грузинская мечта».

Во-вторых, среднестатистический грузинский обыватель, и так уже весьма встревоженный шагами российского руководства по ограничению турпотока в Грузию и аналогичными этим, не мог не представить себе: а если сейчас «русский медведь» разъярится? Ведь один только запрет на денежные переводы из России в Грузию чего бы стоил грузинам! И Путин, надо отдать ему должное, сделал вчера хорошо продуманный и безошибочный ход: весь народ, мол, из-за одного придурка не должен страдать.

Словом, как выразился абхазский интернет-пользователь, Габуния хотел получить минуту славы, но получил славу Герострата, причем в глазах и многих политических единомышленников. Даже его кумир Михаил Саакашвили его пожурил, хотя немало наблюдателей и полагает, что это игра.

Но не так все просто. Один мой абхазский собеседник обратил внимание на комментарий женщины в опросе «Эха Кавказа» на тбилисских улицах о габуниевском «потоке слов»: ну, мол, это же юмор такой. И отреагировал язвительным вопросом: а как бы она восприняла такой юмор в отношении своей матери? Абхазский блогер перепостил размышления своего грузинского коллеги: «То, что было вчера, было не руганью, а обнажением болезненной, срамной истеричности и гнилого, трусливого нутра, нет, ни в коем случае, не только ведущего Габуния, а всей той политической силы, которая бегает и визжит о патриотизме, предательстве и т. д., в реальности же часто мало чем отличаясь от психотипа ведущего «Рустави 2».

Да, Георгий Габуния рисковал (и в итоге сильно просчитался), но рисковал, опираясь на то, что вокруг него многие примерно так думают и говорят, но не публично, конечно. В ночь на 8 июля под стенами офиса телеканала «Рустави 2» собрался стихийный митинг протеста тех, кто был возмущен происшедшим. Но это, разумеется, не вся Грузия, так же, как и у стен парламента 21 июня она была не вся.

Вчера вечером многие абхазские активисты Facebook выкладывали речь Владимира Путина, впервые прокомментировавшего «минуту матерной ненависти» Габуния. Тем более что в ней много внимания было уделено истории грузино-абхазских и грузино-югоосетинских отношений. Запомнилась короткая оценка одной из пользовательниц того, что Путин призвал воздержаться от мести и новых санкций против Грузии: «Разумный шаг». А вот другой активист Facebook высказал противоположное мнение: «Добродушие В.В.Путина и не введение санкций против Грузии на их дерзость по отношению к великой России и ему лично ими будут восприняты как слабость. Поверьте моим словам. Скоро вы в этом убедитесь. Последние сто лет отношения Грузии к Абхазии – яркое тому подтверждение».

Если же попытаться суммировать разные мнения и коротко сформулировать общий взгляд из Абхазии на развитие грузино-российских отношений в XXI веке, то можно было бы сказать так. С одной стороны, нормальному, благожелательно настроенному к миру человеку по душе, когда его соседи не враждуют и не скандалят, а поддерживают взаимовыгодные контакты. С другой стороны, всякий раз, когда грузинские политики впадали в психоз и эти отношения обострялись, Абхазия от этого выигрывала. По крайней мере, пока было именно так.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG