Accessibility links

Российскому президенту припомнили геноцид


9 июля Владимир Путин назвал события 1920 года в Южной Осетии и 1918 года в Абхазии геноцидом
9 июля Владимир Путин назвал события 1920 года в Южной Осетии и 1918 года в Абхазии геноцидом

Сегодня парламент Южной Осетии обратился к руководству России с просьбой признать геноцид южных осетин 1920 года со стороны меньшевистского правительства Грузии. Текст обращения направлен президенту и правительству России, в Госдуму и Совет Федерации.

В обращении так говорится о событиях двадцатого года:

«Формальным поводом для грузинской агрессии послужил приказ Ревкома Южной Осетии от 8 июня 1920 года "О провозглашении Советской власти в Южной Осетии и присоединении к Советской России". И уже 12 июня того года грузинская армия под командованием полковника Чхеидзе начала карательную операцию против южных осетин. Грузинские войска сожгли практически все осетинские села от Цхинвала до северного селения Рук, вырезали население, не щадя ни детей, ни женщин, ни стариков».

Российскому президенту припомнили геноцид
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:18 0:00
Скачать

На первой сессии парламента партия «Ныхас» выступила с инициативой обратиться к руководству России. Депутаты поручили составить проект документа комитету по национальной политике, культуре, религии и СМИ. Сегодня он был единогласно одобрен в парламенте, говорит депутат от партии «Ныхас» Давид Санакоев:

«В следующем году исполняется сто лет геноциду осетин, который совершило меньшевистское правительство Грузии. Не мы первые подняли этот вопрос. Его поднимали в начале девяностых годов прошлого века, затем в 2006-2007 годах готовились и декларация, и политико-правовая оценка геноцида 1920 года и 1989-1992 годов. Принимая это обращение на сессии, мы говорили о том, что если бы геноцид 1920 года был озвучен и признан международным сообществом, то Грузия в 1989 и 2008 годах не поступила бы так с нами».

9 июля Владимир Путин назвал события 1920 года в Южной Осетии и 1918 года в Абхазии геноцидом.

«Все это именно то, что сегодня называется геноцидом... Все это хорошо бы знать сегодняшним грузинским властям и не забывать об этом, если сегодняшние грузинские власти хотят наладить отношения с народами Абхазии и Южной Осетии», – сказал Путин.

Российский политолог Николай Силаев отмечает, что оценка президентом тех событий как геноцида вызвала оживление среди южных осетин и абхазов, но из этих слов Владимира Путина не следует, что Россия готова признать геноцид осетин и абхазов:

«Не признают, потому что в России очень аккуратно относятся к юридическому признанию геноцида. Признали геноцид армян, признали холокост, но я не думаю, что будут признавать еще что-то в качестве геноцида.

– Есть мнение, что коль Грузия признала геноцид черкесов в девятнадцатом веке, то Россия может ответить на это признанием геноцида осетин в двадцатом веке.

– Позиция в России по поводу признания геноцида черкесов такова, что это не имеет исторического и тем более правового основания, и делать этого Грузии не следовало. А отвечать чем-то подобным на решение, которое считается неправильным, Россия не будет».

Заявление о геноциде – это требование восстановить историческую справедливость и что-то еще. Всегда что-то еще. Иногда это знамя, под которым собирают развеянный по миру народ, чтобы сохранить идентичность. Иногда это призыв о помощи к мировому сообществу, чтобы оно вмешалось, защитило, спасло. Иногда это основание для претензий на государственность.

В случае с южными осетинами ничего такого нет. Государство уже существует, пусть с ограниченным статусом, зато с обеспеченной безопасностью. Нет у осетин и нужды собирать развеянный по миру народ...

По мнению политолога Владимира Новикова, в случае с южными осетинами – это заявление о своей исторической правоте, адресованное большому миру (вне зависимости от того, признает Россия геноцид или нет). Новиков говорит, что есть два вида оснований для существования югоосетинского государства. Первое – это политико-правовое. Оно связано с поздним советским законодательством о порядке выхода союзной республики из состава СССР и об отношениях союзных республик, выходящих из состава, с национальными автономиями. И по этим правовым основаниям, считает Владимир Новиков, Южная Осетия вела себя безупречно.

Но на это оппоненты югоосетинской государственности всегда отвечали, что, может, политико-правовые основания и были, но они не предполагали непременный развал Грузии, если бы не козни Москвы, которая подстрекала местных сепаратистов. На это, говорит Владимир Новиков, нужно привести второе – историческое основание:

«Историческое основание состоит в том, что постсоветский конфликт не был стихийным движением, инспирированным Москвой. Два раза в своей истории, в 1918-1921 и 1989-1992, Грузия производила сецессию от некой большой страны под названием Российская империя или СССР. И в эти моменты всегда случалось так, что определенные грузинские политические силы вели себя по отношению к осетинам, скажем так, экстремально-геноцидным способом. То есть можно сказать так, что попытка обозначить на обломках Российской империи грузинскую государственность свелась к острейшему этническому конфликту и что этот конфликт не сводится к нюансам российско-грузинских отношений, как нам пытаются это представить в Тбилиси. Это и есть наша историческая правота».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG