Accessibility links

Абхазская неделя: святые небеса и не последний суд


Два события конкурировали на нынешней неделе в популярности – окропление святой водой храмов Абхазии с воздуха и суд по иску бывшего кандидата в президенты Алхаса Квициниа против Центральной избирательной комиссии по выборам президента Абхазии. Причем оба события были в некотором роде связаны между собой, о чем перед началом заседания Верховного суда очень оживленно говорили абхазские журналисты.

Но по порядку. Утром 19 сентября в вертолет МЧС сели необычные пассажиры – абхазские священнослужители во главе с иереем Виссарионом и сопровождавшие их журналисты. Священники подняли над республикой икону Божьей Матери, а также терновый венец и крест, привезенные из Иерусалима. Отслужив молебен, глава Абхазской православной церкви (АПЦ) с воздуха окропил святой водой восемь главных храмов страны – Пицундский, Илорский, Бедийский, Моквский, Лыненский, Сухумский, Новоафонский и Каманский. Для этого понадобилось 12 литров святой воды. По словам иерея Виссариона, молебен направлен на преодоление разногласий в обществе. Думаю, что имелось в виду противостояние, вызванное судебным процессом.

Абхазская неделя: святые небеса и не последний суд
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:28 0:00
Скачать

Теперь о процессе. Верховный суд приступил к рассмотрению иска бывшего кандидата в президенты от партии «Амцахара» Алхаса Квициниа к ЦИК. Проигравший кандидат утверждал, что Центризбирком использовал не предусмотренную законом методику подсчета голосов, и на этом основании требовал отменить результаты выборов. Сторона ответчика (ЦИК) настаивала, что методика подсчета голосов соответствует закону и была известна кандидатам в президенты, применялась в первом туре нынешних выборов и на всех президентских выборах, начиная с 2004 года.

Репортеры всех СМИ подробнейшим образом освещали этот судебный процесс, поэтому я остановлюсь лишь на забавных моментах, которые привлекли мое внимание. Спор идет об одной из статей закона о выборах президента, и каждый по-своему пытается трактовать эту статью, в которую накануне выборов были внесены поправки, связанные с тем, что на нынешних выборах избиратели голосовали не путем вычеркивания кандидатов – «против», а путем проставления галочки – «за».

«Что имел в виду законодатель, принимая эту поправку?» – главный вопрос, с которым разбирался суд. В составе каждой из сторон, участвующих в судебном процессе, есть депутаты парламента, те самые законодатели, которые принимали эту поправку. Когда приглашенный стороной истца российский адвокат Гарегин Митин обратился к представителю заинтересованного лица Валерию Агрба, который одновременно является депутатом парламента, принимавшего поправку, и не просто депутатом парламента, а главой комитета по законодательству, и начал объяснять ему, «что имели в виду депутаты парламента», принимая данную поправку, было просто забавно, и можно было списать на незнание приглашенным юристом абхазских реалий. Но когда о том, «что имел в виду законодатель», начали спорить два депутата, представляющие интересы оппонирующих сторон, и представитель президента в парламенте, действие, происходящее в зале суда, окончательно превратилось в театр абсурда.

Декорацией к этой забавной сцене стали депутаты парламента, наблюдавшие за судебным процессом из зала суда. «Если вы неправильно написали закон, то признайтесь в этом здесь, в суде», – сказал представитель ЦИК Дмитрий Шамба представителю истца, депутату парламента Баталу Табагуа.

Наверное, логичней было бы задать этот вопрос всему парламенту и до выборов. Но депутаты рассыпались по предвыборным штабам, и каждый из них теперь, когда результаты выборов известны, будет «иметь в виду» только то, что соответствует его политическим интересам. Как, собственно, и сам Алхас Квициниа, мнение которого поменялось на прямо противоположное, как только ЦИК огласил огорчившие его итоги. Об этом очень подробно и возмущенно говорил председатель Центральной избирательной комиссии Тамаз Гогия на суде. Его вывод был однозначен: итоги выборов подведены не только по закону, но и в соответствии с абхазскими нормами поведения. «И по закону, и по-абхазски», – сказал он.

Понять возмущение главы ЦИК Гогия можно. В процессе принятия решения по данному вопросу все представители кандидата Квициниа в Центральной избирательной комиссии безоговорочно утверждали, что именно утвержденный ЦИКом способ подсчета голосов избирателей является законным. Однако умудренный опытом президентских выборов глава ЦИК, чтобы обезопасить страну от разного рода неожиданностей, даже заручился «юридически обоснованными» письмами обоих кандидатов, что позволяло ему пребывать в уверенности, что никаких споров после выборов не может быть. Тамаз Гогия ошибся – и традиционные устои не выдерживают испытания властью.

Не могу не рассказать еще об одном удивительном факте. Впервые на судебном заседании я увидела абхазского Уполномоченного по правам человека Асиду Шакрыл. Она обратилась к суду с просьбой придумать, в какой форме она могла бы принять участие в судебном процессе. Все стороны и сам суд впали в кратковременный ступор. Попытались обсудить. Сторона истца не возражала, но не могла ничего предложить. Сторона ответчика истерично штудировала законодательство. В результате суд попросил уважаемую Уполномоченную разъяснить: с какой целью она хочет принять участие в суде? И вместо ответа услышал: «вынесение приговора». После чего у меня создалось впечатление, что Уполномоченная претендовала как минимум на роль судьи. Суд этого не понял и отклонил просьбу Асиды Шакрыл.

Это было в четверг. Ну а в пятницу, в 16.30, суд огласил свое решение, отказав истцу Алхасу Квициниа в удовлетворении его жалобы.

В разных частях столицы начали собираться сторонники истца и ответчика. Адвокаты Квициниа заявили, что будут опротестовывать решение, принятое Верховным судом. Похоже, что проигравшая сторона не намерена принимать решение суда смиренно, несмотря на молебен, направленный на преодоление разногласий в обществе.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Изида Чаниа

    В 1978 году окончила сухумскую среднюю школу №2, в 1983 году – биохимический факультет Абхазского госуниверситета. 

    Работала в газетах «Абхазский государственный университет», «Советская Абхазия», «Аидгылара», на Абхазском ТВ, в газетах «Экспресс-хроника», «КоммерсантЪ», внештатным корреспондентом в российских информационных агентствах «Постфактум», «Интерфакс». С 1998 года по 2016 год – редактор газеты «Нужная газета», с 2016 года – редактор газеты «Мырзаканаа».

    Член Союза журналистов Абхазии, председатель Ассоциации журналистов и работников СМИ Абхазии.

XS
SM
MD
LG