Accessibility links

Великая Абхазская стена оказалась разнонаправленной


Всего за десять дней раскопок археологам удалось обнаружить многочисленные артефакты
Всего за десять дней раскопок археологам удалось обнаружить многочисленные артефакты

С фразой «Когда стреляют пушки, музы молчат» нередко спорят, но вот если речь пойдет об археологии, то тут все однозначно. В частности, не только во время грузино-абхазской войны, но и многие годы спустя в Абхазии, земля которой «нафарширована» древними артефактами, не проводилось никаких раскопок. Но постепенно жизнь стала входить в нормальную колею. И вот в этом году абхазские археологи взялись за трехэтапную работу по изучению Великой Абхазской стены. Ее еще называют Келасурской, по наиболее известному и сохранившемуся фрагменту у устья реки Келасур на восточной окраине Сухума – четырехметровой высоты и сложенному из булыжников.

«Эхо Кавказа» дважды рассказывало об этой оборонительной стене, третьей по протяженности в мире (160 километров) после Великой Китайской и Горганской в Иране. Сперва, в ноябре 2012 года, я поделился своими впечатлениями и оценками после просмотренного накануне на российском телеканале «Культура» 45-минутной передаче об этой стене из цикла «Искатели» (ведущий – Андреем, псевдоним Андрея Хорошева), а в марте 2013 года рассказал о состоявшемся в Научно-культурном центре Юрия Воронова в Сухуме обсуждении этой передачи абхазскими историками и представителями общественности. Объект для исследования создателями фильма был избран любопытнейший, и у них получился настоящий исторический детектив. Ведь кто и когда воздвиг эту стену, исторической науке до сих пор доподлинно неизвестно. Начнем с того, что от стены, которая полукругом, в основном по горным ущельям, тянулась от устья Келасура до устья Ингура, к нашим дням остались лишь фрагменты, и в основном по левому, то есть восточному берегу Келасура. Нет о ней ни сведений в письменных источниках, ни найденных сохранившихся надписей на самом памятнике.

Великая Абхазская стена оказалась разнонаправленной
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:24 0:00
Скачать

Среди обсуждаемых учеными версий такие основные – стену в VI веке нашей эры возвели персы, которые вели в ту эпоху упорнейшую борьбу с Византийской империей за владения на Западном Кавказе; это сделали древние греки, византийский император Юстиниан в разгар своей борьбы с персами; в XVII веке мегрельский князь Леван Дадиани... Причем когда несколько десятилетий назад обострились грузино-абхазские споры, в том числе и исторические, эта тема оказалась, как водится, политизирована, и ожесточенные споры часто возникали между людьми, абсолютно далекими от археологии, истории и вообще науки.

«В данный момент существует много гипотез касательно времени и авторства строительства Великой Абхазской стены, и пока они остаются гипотезами», – заявил доктор исторических наук, академик АНА, научный руководитель проекта Олег Бгажба на пресс-конференции, посвященной окончанию первого этапа проекта исследования стены.

Часть раскопок археологической группы в рамках изучения загадок Великой Абхазской стены проходила в селе Хиацха Гальского района. Еще в 2017 году местные жители показали исследователям стену под интригующим названием «Глаза Губаза». (По имени средневекового царя Губаза, сейчас существует, кстати, такая абхазская фамилия.)

«Эта стена заинтересовала нас, потому что ее фрагменты схожи с фрагментами Великой Абхазской стены. К примеру, булыжная кладка с применением скрепляющего раствора из извести», – рассказал участник экспедиции, младший научный сотрудник Абхазского института гуманитарных исследований Шандор Кайтан.

Всего за десять дней раскопок археологам удалось обнаружить в Гальском районе многочисленные фрагменты строительной керамики, остатки древних пифосов и погребения. Последние были, правда, сильно повреждены в советское время тракторами при устройстве сельскохозяйственных террас, так что ни одного целого скелета не сохранилось. В ходе раскопок стало ясно, что исследователи имеют дело не просто с отдельно стоящей стеной, а целым крепостным комплексом.

По словам младшего научного сотрудника АбИГИ Дмитрия Авидзба, такая масштабная экспедиция в Гальский район стала первой за послевоенное время. «Местные жители очень обрадовались, увидев нас, выразили надежду, что подобные экспедиции будут приводиться систематически, помогали нам на волонтерских началах», – сказал он. Самой младшей из них Злате Цугурян всего лишь шесть лет, но, по словам археологов, за несколько дней она успела выучить все необходимые термины.

В ходе пресс-конференции участники экспедиции комментировали выведенные на экран фотоснимки о ее буднях. Впереди еще две экспедиции. В этом месяце исследователи отправятся в село Джгярда Очамчырского района. Там «затаилась» башня, которая также считается фрагментом Великой Абхазской стены. Участник экспедиции Дмитрий Счастный говорит:

«Там находится очень интересная башня. Она отличается от остальных тем, что скрыта от человеческих глаз и располагается на самом верху известняковой скалы. С этой башни, по всей видимости, контролировался определенный участок дороги. Считается, что Великая Абхазская стена своим фасадом была направлена против северных земель. Интересно, что на этом участке ситуация иная – видно, что фасад стены меняется то в одну, то в другую сторону, а сама башня контролирует дорогу с юга. Помимо башни зафиксирована площадка, которая выполняла дозорную функцию и была вырублена в скале».

Молодые ученые отправятся также в село Мачара Гулрыпшского района, где на приусадебном участке одного из местных жителей, рядом с одной из башен стены, было найдено большое количество керамических обломков. Предположительно, там могли сохраниться в земле и целые пифосы – большие керамические сосуды для хранения продовольствия. Отвечая на вопрос одного из журналистов о том, придерживаются ли участники проекта каких-либо гипотез относительно того, когда и кем построена стена, Шандор Кайтан сказал:

«Ну, у нас есть мысли, которые мы хотим озвучить по окончании проекта. Конечно же, у каждого формируется свое мнение. И эти мнения у нас, участников экспедиции, схожи. Они схожи, но мы эти мнения хотим подкрепить археологическим материалом, а потом уже выдать это в конце проекта. Мы не спешим с выводами. Это самое главное, я считаю, потому что если преждевременно какие-то выводы будем делать, то по итогам других раскопок может получиться совсем другое».

Исследование Великой Абхазской стены проходит при финансовой поддержке фонда «Амшра». Итоги научной экспедиции должны быть подведены до июня 2020 года.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG