Accessibility links

«Апсуара» и «грузинство» как приговор


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Поскольку события в Грузии сейчас бурные, но повторяющиеся и с информационной точки зрения не приносящие никаких новшеств, то можно взять тайм-аут и оглядеться по сторонам. Ну, хотя бы, например, за Ингури. Что там происходит у наших «абхазских братьев и сестер»?

А происходят там очень интересные вещи, являющиеся наглядным подтверждением истины, которую в наших широтах признавать не очень-то любят: позитивные изменения не приходят поодиночке, и если вы хотите сделать страну лучше, стабильнее и рациональнее, то вам придется переделывать абсолютно все.

В абхазском интернете не прекращаются дискуссии по поводу нашумевшего убийства на сухумской набережной. Вроде бы все правильно говорят, вроде бы имеет место массовое недовольство абхазов сложившейся ситуацией. Вроде бы и оценки правильные, и мнения практически совпадают...

Так почему тогда ничего не меняется? Ведь возмутителен не сам факт такого наглого убийства – не надо иллюзий, такое может произойти в любой, самой развитой и безопасной стране. Нормальную страну от ненормальной отличает не только то, что там убивают меньше, но и реакция государства на такие чрезвычайные события.

«Апсуара» и «грузинство» как приговор
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:30 0:00
Скачать

А вот тут у наших «заингурских» проблема: дело дошло до того, что заместителя министра внутренних дел вызвали на ковер родственники некоего «вора в законе» для профилактической беседы. Это уже – компромат на всю систему управления, действующую в Абхазии. «Вор в законе» имеет наглость проводить профилактическую беседу с крупным чиновником правоохранительных органов, вместо того, чтобы сидеть на нарах.

Ситуация повторяется раз за разом, по различным поводам: происходит что-то не очень хорошее – общественность бурлит, все возмущаются, обсуждают, говорят правильные вещи, кажется, что вся нация в едином порыве осуждает и порицает.. Касается это не только резонансных убийств, но и всего остального, что вызывает недовольство политически активных граждан – будь-то различные проявления коррупции и непотизма, подсчет голосов на выборах и т.д.

Как же так получается: если все против, и если для всех неприемлемо, то почему все остается на своих местах? Если все недовольны, то откуда берутся ОНИ – коррупционеры, убийцы, бандиты, наркоманы и т.д.?

Могу рассказать о параллели с Грузией, где в 90-е годы происходили вещи пострашнее, чем в нынешней Абхазии, и все осуждали, порицали, возмущались: «до каких пор?», воздевали руки к небесам: «сколько можно?»... А потом, через пару дней, возмущение стихало, и все повторялось по новой. И снова – порицание, всеобщее возмущение без какого-либо толка.

Параллель неслучайная – несмотря на войну и взаимную ненависть, в мире сложно найти две нации, ментально более близкие, чем грузины и абхазы. К примеру, мегрелы по своему характеру больше похожи на очамчирских абхазов, чем на своих соотечественников – кахетинцев.

Что ж, повторю вопрос: если все против, если все возмущены, то откуда все это? Долгое время я не понимал этого и в отношении Грузии, а потом в один прекрасный день понял. Хотите сделать вашу страну лучше и разумнее? Что ж, недостаточно возмущаться, надо менять все – от А до Я.

Сегодня абхазское общество находится в том же состоянии заколдованного круга, в котором в 90-е находилась вся Грузия, а сегодня – примерно половина ее населения. Правильно мыслящие абхазы, которые не устают раз за разом порицать и возмущаться, на самом деле, не смотрят в корень. Они возмущаются следствием, но, то ли намеренно, то ли по недомыслию, игнорируют причину. Все возмущаются политикой, правительством, правоохранительными органами, в конце концов, Россией. Конечно, все это правда, но лишь частичная. В пылу такого рода дискуссий их участники абсолютно не замечают главного – основную причину всех бед.

А причина – это абхазский традиционализм, та самая «апсуара», которая все еще остается священной коровой, которую никто не смеет затрагивать. Я еще не видел ни одного абхаза, который бы признался: все их беды – от традиционного абхазского менталитета. Коррупция, непотизм, клановость, вреднейшая привычка всегда и во всем защищать своих – все это и многое другое оно и есть. Та самая «апсуара».

Точно так же, как причиной всех бед Грузии является традиционное «грузинство» – набор понятий, ценностей и комплексов, гарантирующих пожизненное отставание.

В условиях тяжелейшего упадка в Грузии в общественном мнении в начале 2000-х появились признаки перелома – до критически важного количества населения наконец стало доходить, что все дело в нем, в «грузинстве». Отсталость, агрессивность, всеобщая криминализация, неспособность хоть чуть-чуть возвыситься над своими представлениями о жизни, ксенофобия и отказ от учета чужого опыта – все это оно, «грузинство».

Стоило чуть-чуть отказаться от традиционных понятий, как тут же, как говорится, не отходя от кассы, был получен результат – резкий обвал криминальных понятий, почти двукратное сокращение числа убийств, появление культуры выплаты налогов, «белая бухгалтерия» и многие другие признаки цивилизованного общества.

Сегодня Грузия развивается настолько, насколько она отказалась от инфекции, именуемой «грузинством», которое на самом деле является набором ценностей, прижившихся преимущественно в 70-80-е годы, в период застоя.

Сегодня Грузия все еще отстает от внешнего мира настолько, насколько не смогла преодолеть в себе «грузинство». Но, так или иначе, значительная часть общества поняла: либо мы наконец вытравим из себя эту заразу, либо она доведет страну до полной катастрофы.

У абхазов понимание этого обстоятельства еще впереди. Сегодня абхазский общественный дискурс идет по нехитрой формуле, которую на себе испытали все постсоветские народы: «Давайте возьмем от Запада все хорошее, а все плохое – оставим».

Звучит, конечно, правильно, но, увы, нереалистично. Сохранить «апсуара» («грузинство») и при этом приобщиться к цивилизации – это из области фантастики. Все имеет две стороны – бороться с коррупцией и непотизмом, при этом сохраняя нынешний уровень родственных отношений, – утопия.

Если вы хотите, чтобы в вашей стране возобладало законопослушание, – начните с себя и перестаньте отмазывать своих. Хотите, чтобы страной управляли нормальные люди, – не принимайте на работу своих бестолковых родственников. Когда в теории все правы и все понимают, как надо, но при этом «Почему все надо начинать с меня?», – что ж, здравствуй, «апсуара» («грузинство»).

Вывод из всего сказанного очень простой, и сделать его предстоит самим абхазам, как и грузинам: либо вы вытравите из себя «апсуару», либо «апсуара» доведет вас до ручки… Если этого не сделать, то всегда все будут правильно возмущаться, порицать и негодовать – до следующего раза...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG