Accessibility links

Государство на службе партии


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

В субботу в Тбилиси состоялась акция в поддержку действующего правительства.

Нет, конечно, никто вслух этого не признавал: как организаторы митинга, так и его участники клялись и божились, что это никакая не контракция против оппозиции, а всенародное ликование по случаю грандиозного события – Грузия возглавила Совет Европы.

Событие, прямо скажем, пустячное. Во-первых, между нами говоря, грош цена организации, которой дают порулить Грузии, – это при живых Германии, Франции, Британии и других супергосударств. Во-вторых, в том, что это «историческое» событие свершилось, нет заслуги «Грузинской мечты», великого управленческого гения Бидзины Иванишвили и гигантского авторитета нынешнего правительства на международной арене. Тут главенствующую роль сыграла такая незначительная вещица, как алфавит – до Грузии Совет Европы возглавлял представитель Франции, а поскольку после France сразу же идет Georgia, то вот и досталась нам столь великая честь.

Рутинная, ни к чему не обязывающая процедура. Но в субботу все формальности были соблюдены – был концерт местных певунов и певичек, а все выступавшие лидеры «ГМ» говорили исключительно о Европе и ни слова – о внутренней ситуации.

Государство на службе партии
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:09 0:00
Скачать

В общем, ребята вжились в роль настолько, что кажется поверили, будто согнали в Тбилиси 50-60 тыс. человек исключительно ради празднования пустячного события, которого не заметили даже политизированные граждане. Например, ваш покорный слуга.

Но это ладно. Мелочи жизни. На самом же деле субботняя акция показала, насколько серьезной проблемой для страны является политизация государственной службы. За все время существования независимой Грузии сотрудники госструктур всегда были неисчерпаемой кладовой голосов для любой власти.

Там нет идейных – ну или почти нет. Их преданность партии и правительству основана вовсе не на идеях, а на взаимной выгоде. Если сегодня сменится власть и придет новая, против которой их в субботу собрали, они точно так же, как переходящее почетное знамя перейдут в ее лагерь.

Конечно, субботняя акция была совершенно бессмысленной, так как ничего особо нового она никому не показала. То, что власть держится на госаппарате, – нам известно уже лет 30, что правительство в любой момент может мобилизовать госслужащих для демонстрации верности и общенародной поддержки – тоже не бог весть какое открытие. Ну, а сравнивать правительственный митинг по количеству с оппозиционным – это все равно, что один играет в шахматы, а другой – в «Чапаева», как в сериале «Ну, погоди» волк играл в шахматы с верзилой-зайцем.

Тут можно сколько угодно иронизировать, но в общем-то в реальности не до шуток. В условиях преданности правительству сотрудников госслужбы и их многочисленной родни власть имеет изначально фору процентов в 25-30%, что делает ее смену еще более проблематичной.

Тут не зубоскалить надо, а разбираться. Почему, в чем тут дело? Почему граждане, получающие зарплату от государства, всегда готовы слепо поддержать власть, вне зависимости от того, что она из себя представляет? Откуда этот неутихающий страх, что «вот придут новые люди, и нас всех уволят?»

Вопрос далеко не праздный, если учитывать, что вся нынешняя власть держится на этом страхе в значительно большей степени, чем на миллиардах Бидзины и резиновых пулях.

В общем-то основой этого первородного страха является сама история Грузии, поэтому все попытки оппозиции переубедить сотрудников госслужб, объяснить им, что никакой массовой чистки не будет, – обречены на неудачу. Ведь на самом деле перетряска кадров и правда является одной из самых серьезных проблем постсоветской Грузии.

Все оппозиционные партии, приходя к власти, говорят одно и то же – «Ну что вы, какие-такие чистки, мы не будем никого увольнять, все профессионалы останутся на службе».

Звучит красиво, но в реальности все обстоит несколько иначе. Смена власти в Грузии всегда влечет за собой кадровые чистки, и заверения по поводу «профессионалов» тут мало чем помогут. В конце концов, каждый понимает слово «профессионал» по-своему: для кого-то главным профессиональным достоинством является умение вовремя и с нужным выражением лица поддакивать начальству.

Более того, проблемой является не то что смена власти, но даже смена руководителя ведомства при действующей власти. Когда, например, назначают нового министра, все ведомство стоит на ушах: кто попадет под нож, а кого минует чаша сия – никто не знает. Придет новый министр, поставит своих людей, те, свои люди, вполне могут захотеть поставить своих людей, кто им может помешать?

Это я вам рассказываю про рутинную смену руководителя одного ведомства в условиях сохранения режима, а вы представьте себе масштаб паники в случае капитальной смены караула. Не дай вам бог в это время оказаться сотрудником госслужб. Случись что – ваш несомненный профессионализм вполне может быть принесен в жертву политической целесообразности и родственным связям.

С другой стороны, и мы все это знаем, – на госслужбе тоже не ангелы сидят. Значительная их часть – это бесполезные родственники местных партийных чинов и депутатов, которых, вне всякого сомнения, выкинут на свалку на следующее же утро после смены власти. Держать их на госслужбе – это дискредитация самого понятия «госслужащий».

В итоге – паразиты знают, что их уволят, нормальные сотрудники знают, что им может попасть по шее просто так, по инерции, или заодно с другими. При этом у всех кредиты, ипотека, коммунальные счета, образование для детей, тысячи мелких повседневных расходов.

Кого-то удивляет, что на этом фоне они готовы голосовать за кого надо, агитировать за кого надо и со слезами умиления на глазах праздновать пустячное событие, вроде нахождения в латинском алфавите буквы G сразу же после буквы F?

Критиковать их очень легко, но представьте себя на их месте – у вас ипотека, кредиты, дети, коммунальные счета... А тут какая-то оппозиция...

В общем – это данность, которая не изменится в ближайшие годы. Должно пройти несколько лет, пару раз должна смениться власть, так, чтобы потом не последовала всеобщая резня... И лишь после этого в стране сформируются политическая культура, при которой работа на госслужбе не будет означать автоматической преданности правящей партии.

В общем, это несомненно когда-то будет, но не в 2020-м, совершенно точно.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG