Accessibility links

Инвесторы ушли в реинвесторы


Объем прямых иностранных инвестиций из-за рубежа установил новый антирекорд, достигнув минимального уровня за семь лет. В третьем квартале, по сравнению с прошлогодним показателем, он сократился на 23,6 процента.

Уровень иностранных инвестиций в третьем квартале 2020 года оказался самым низким за последние 7 лет – 302,6 миллионов долларов. Всего за 10 месяцев нынешнего года, в сравнении с тем же отрезком 2019 года, спад составил 24%. При этом впервые в истории удельная доля реинвестиций (133,6 миллионов долларов) на 71% превзошла приток реального капитала (97,4 миллиона долларов).

Больше всего инвестиций получил банковский сектор – 42% , при росте в 35%, далее идут энергетика и обрабатывающая промышленность – по 12%, здесь спад составил в обоих случаях 18%.

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:25 0:00
Скачать

Напомним: согласно новому законодательству Грузии, в случае реинвестирования прибыль не облагается налогом. Георгий Хиштовани, руководитель исследовательского центра РМС, обращает внимание именно на этот момент:

«Тенденцию к снижению инвестиционная активность показывает с 2017 года. Сейчас актуальнее вопросы не к объемам, а к структуре инвестиций. Преобладание реинвестиций говорит о том, что всем знакомые международные компании предпочли реинвестировать в расширение производства и сэкономить на налогах. Кроме того, около 25% инвестиций в финансовый сектор пришлись на рефинансирование прежних обязательств. В итоге, за три квартала мы получили всего 100 миллионов чистых, прямых инвестиций, что является катастрофически низким показателем».

В свою очередь, председатель Союза налогоплательщиков Александр Ратишвили говорит, что проблема обрела системный характер, и назвал основной фактор, отпугивающий реальных инвесторов:

«Ни одна страна и ни один уважающий себя инвестор не вложат и цента в экономику государства, где нет независимой судебной системы. Именно отсутствие суда, основанного на букве закона, является главным барьером на пути притока иностранного капитала в Грузию. Результат плачевен у нас на фоне острого дефицита реального производства, мы становимся все больше зависимыми от импорта, даже товары первой необходимости приходится завозить из-за рубежа».

Схожую точку зрения высказал Каха Шарабидзе, управляющий партнер юридической фирмы BLB:

«Мы всегда гордимся тем, что занимаем первые места во всевозможных рейтингах, по простоте ведения бизнеса и так далее. Но это не сопровождается увеличением объема инвестиций. То, что компания может быть зарегистрирована за один день, не означает, что инвестор будет спешить с решением. Мы столкнулись с ситуацией, когда накопился многолетний негативный опыт, который известен людям, желающим вкладывать деньги. В ресторанном бизнесе существует выражение: один довольный клиент приводит 10 новых клиентов, а один недовольный отпугивает 25 потенциальных. Считаю, что основным фактором для привлечения иностранных инвесторов является наличие независимой и непредвзятой судебной системы. Либо государство должно быть готовым к тому, чтобы предложить инвестору альтернативный суд или арбитраж», – сказал Каха Шарабидзе.

Что касается структуры инвестиций по странам, то лидерство за Великобританией с 38,9% (117,7 миллионов долларов), Нидерланды с 26,2% на второй строчке (79,3 миллионов долларов), на третьей США – 8% (24,2 миллионов долларов).

Специалисты предостерегают, что при сохранении нынешней тенденции Грузия окончательно может потерять статус привлекательности для инвесторов. По словам Георгия Хиштовани, сроки ограничены:

«Можно предположить, что на фоне пандемии и реинвестиции пойдут на спад, и общая картина станет более удручающей. И это может стать дополнительным негативным фактором, так как высокий показатель притока инвестиций является фундаментальным индикатором, свидетельствующим о здоровье инвестиционного климата страны».

XS
SM
MD
LG